Интервью с хирургом, д.м.н. Андреем Леонидовичем Андреевым и гастроэнтерологом, к.м.н. Анной Всеволодовной Герасимовой.
Желчнокаменная болезнь относится к числу наиболее распространенных заболеваний современности, при том, что эффективно бороться с этим недугом медицина научилась еще в позапрошлом веке путем удаления «виновника всех бед» – желчного пузыря. На этом тему можно было бы закрыть, если бы не большое количество заблуждений вокруг желчнокаменной болезни (ЖКБ), которыми любителей «самолечения» сегодня активно подпитывает Интернет. Детально разобраться в этом вопросе «Формуле здоровья» помогли специалисты клиники «Скандинавия» – хирург, д.м.н. Андрей Леонидович Андреев и гастроэнтеролог Анна Всеволодовна Герасимова.
А.В. Болезнь молодеет, но современная медицина на первое место все-таки ставит генетическую предрасположенность – если желчнокаменная болезнь была у матери, то, почти наверняка, ею заболеет и дочь. Имеют значение гормональные сбои, резкое похудание или поздняя беременность…. Все это, по большей части, стрессовые нарушения, поэтому не существует и методов эффективной профилактики заболевания.
А.Л. Основной и широкодоступный метод – это УЗИ брюшной полости, которое каждому человеку рекомендуется делать раз в 2-3 года. Для проведения таких обследований в клинике «Скандинавия» сегодня установлены аппараты премиум-класса. Но бывают ситуации, когда камни видны плохо – они либо слишком мелкие, либо УЗИ-негативные по своему составу. При неясной клинической картине выполняется исследование на аппарате МРТ, запрограммированном на выявление желчнокаменной болезни.
А.Л. Масса заблуждений на эту тему остается и в традиционной медицине. К примеру, только в нашей стране гастроэнтерологи до сих пор назначают пациентам с камнями препарат Урсофальк (Урсосан). Хотя, даже в его аннотации сказано, что для лечения желчнокаменной болезни и хроническом панкреатите этот медикамент применять нельзя. Да, он действительно растворяет камни, и человек на время забывает про желчнокаменную болезнь. Но, когда камни образуются снова и опускаются в желчные протоки, болезнь может вернуться в самом худшем виде и спровоцировать проблемы с поджелудочной железой.
А.В. Существует понятие холестероз желчного пузыря, когда камней еще нет, но весь пузырь уже «выстлан» холестероловыми наслоениями. Эти образования можно растворить без операции. Если этого не сделать, то следующий шаг – желчнокаменная болезнь.
А.Л. Опыт традиционной хирургии движется в сторону уменьшения травматичности. Сегодня мы пришли к «золотому стандарту»: вся операция проводится с помощью трех разрезов – 10 мм в области пупка и по 5 мм в зоне мечевидного отростка грудины, и в правом подреберье. Желчный пузырь помещается в контейнер, внутри которого дробятся камни, а затем все удаляется через пупок. Своим пациентам мы делаем косметические швы современными рассасывающимися нитями, поэтому операция не оставляет на теле абсолютно никаких следов.
А.Л. Стандартная операция проводится в день обращения и занимает 15-20 минут. Однако, если существует вероятность наличия камней в желчных протоках, мы проводим дополнительное исследование – пускаем контрастное вещество, и на рентгеновском аппарате смотрим, как желчь поступает в кишку. В случае положительного результата мы гарантируем пациенту, что полностью вылечили его от желчнокаменной болезни, и больше она не вернется.
А.Л. Как правило, пациенты выписываются уже на следующий день. Потом приходят на контрольный осмотр через 6-7 дней. С первого дня можно пить, а на следующий день — принимать пищу. К работе и активным физическим нагрузкам пациент может приступить уже через неделю, а соблюдение предписаний по питанию в течение месяца после операции дает возможность полностью адаптироваться к отсутствию желчного пузыря.
А.В. Абсолютно. Более того, строгие ограничения в питании и режиме, которые предписывают пациенту на время ЖКБ, уходят вместе с удалением желчного пузыря. Но, важно провести операцию вовремя – если у пациента уже сформировалось заболевание поджелудочной железы (как следствие нарушения работы всей желчевыводящей системы), то хронических болей и ограничений в питании будет уже не избежать.
А.Л. У взрослого человека, в отличие от ребенка, желчный пузырь физиологической роли не играет, точно так же, как и аппендикс. Повторюсь, что если кто-то думает, что можно убрать камни и на этом желчнокаменная болезнь отступит, то, это заблуждение, потому что сам орган со временем превращается в патологический «мусорный мешок». На моем счету уже более 12 000 операций, многие из которых я делал своим родственникам и знакомым. И все они, не соблюдая никакой диеты, через некоторое время и вовсе забывали о том, что им была сделана операция.
Дата публикации: 05.02.16