Выключить боль

При достижениях современной медицины страдания от боли, которые испытывают некоторые пациенты, кажутся немыслимыми и недопустимыми. Более того, сегодня врачи склонны воспринимать боль не как симптом, а как отдельный диагноз. Терпеть ее не только мучительно, но и разрушительно для всего организма. Неприятные ощущения можно быстро и надолго устранить благодаря интервенционным методам лечения. Об этом мы поговорили с неврологом, к.м.н. Ольгой Абдулловной Шахметовой.

Шахметова Ольга Абдулловна Невролог, к.м.н.


1shutterstock_289401218-900x500.jpg

– Ольга Абдулловна, в чем суть интервенционного лечения боли, и можно ли считать это направление инновационным?

– Суть интервенционных методов заключается во введении лекарственного препарата в пораженную зону. И чем ближе мы подберемся к «генератору» боли, тем эффективнее будет результат манипуляции. В принципе, техника введения так называемых блокад известна уже многие десятилетия. Другое дело, что раньше специалистам при введении инъекции приходилось действовать вслепую, полагаясь лишь на поверхностные анатомические ориентиры. Сегодня нам доступны дополнительные методы навигации, которые позволяют попасть точно в эпицентр болевого источника и при этом без риска задеть проходящие рядом нервы и сосуды. Рентген, КТ, УЗИ или электромиографический контроль – использование этого оборудования дает нам уверенность в том, что мы вводим лекарство, куда нужно, и процедура пройдет без осложнений.

– Используемые препараты тоже эволюционировали?

– Разумеется, фармацевтика не стоит на месте. И если 50 лет назад, на заре развития интервенционных методов, использовались просто лидокаиновые или новокаиновые блокады, то сегодня вариации лекарственных коктейлей значительно увеличились. Основные препараты – это глюкокортикоиды (гормоны). Причем есть гормоны короткого действия, а есть пролонгированные. Последние представляют собой мельчайшие гранулы, которые при введении растворяются постепенно. Эффект сохраняется от 10 дней, и, соответственно, именно таким средствам мы отдаем предпочтение.

– В какие зоны можно вводить блокады? И от каких болей они могут избавить пациента?

– Блокады проводятся от височно-нижнечелюстного сустава до пяточной кости – можно сказать, с головы до пят. В зависимости от типа и расположения участка боли мы используем определенный вид блокады – в эпидуральное пространство позвоночника, паравертебральные (возле позвоночника), внутрисуставные инъекции, блокады нервных сплетений. То есть мы можем выключить боль практически в любом участке тела и при любой патологии, в том числе боли онкологического характера.

– Интервенционные методы помогают при остеохондрозе, суставной боли, при невралгиях... А как насчет мигрени? Поможет ли блокада и куда делать укол в этом случае?

– Довольно часто мигрень связана с бруксизмом – гипертонусом жевательной мышцы. Грубо говоря, человек начинает усиленно стискивать зубы верхней и нижней челюсти, что приводит к перенапряжению и нарушению работы всего височно-нижнечелюстного сустава. В этом случае для врача главной задачей становится оптимизация работы жевательных мышц, их расслабление, а для этого используются инъекции ботулотоксина.

a393b15e227fec20ece682fabcd5bdb9.jpg

– То есть ботокс применяется от мигрени?

– Возвращаясь к вопросу о современных препаратах, надо сказать, что ботокс уже далеко не единственный препарат такого типа на рынке. Существует множество весьма достойных альтернатив – немецкие, французские, китайские и наши отечественные. В принципе, все они работают неплохо и в случае с мигренью дают медикаментозную ремиссию от 4 до 12 месяцев. Это очень хороший показатель!

– Давайте проясним: интервенционные методы – это просто обезболивание или все же лечение?

– Во-первых, сильные боли влияют на психологическое состояние пациента, вызывая расстройства и тем самым отягощая процесс лечения. И уже в этом плане устранение болевого синдрома имеет огромное значение в терапии заболевания. Во-вторых, сами лекарственные коктейли помимо обезболивания оказывают выраженный лечебный эффект – например, снимают воспаление и отек. В-третьих, пора менять сам подход к пониманию проблемы боли. У нас в стране до сих пор считается, что главное – устранить причину заболевания, а боль принято терпеть. Между тем во всем мире эта концепция изменилась: боль стали воспринимать не только как симптом, но и как самостоятельный поражающий фактор, от которого необходимо избавиться. С болью нельзя либеральничать, иначе она станет хронической, а значит – еще более сложно излечимой. Длительно существующая интенсивная боль формирует уже специфический очаг возбуждения в головном мозге. В этом случае стандартные схемы терапии не работают – придется препараты применять помощнее и расширять круг вовлекаемых специалистов.

– И все же пациентам с хронической болью можно помочь?

– Безусловно, и наш Центр интервенционного лечения боли этим занимается. Здесь нужен комплексный подход с привлечением разнопрофильных врачей – неврологов, нейрохирургов, психотерапевтов, мануальных терапевтов, врачей ЛФК. Хроническая боль имеет привычку возвращаться, но мы делаем все возможное, чтобы эти рецидивы происходили как можно реже, как можно незаметнее. Мы отвоевываем для наших пациентов месяцы без боли, возвращаем их к комфортной жизни. И это большая победа.

Дата публикации: 30.10.17