Важные вопросы о варикозе: что делать для профилактики и как выбрать доктора

Наш образ жизни с постоянным сидением и малой подвижностью отличная почва для варикозного расширения вен. И это касается отнюдь не только женщин: варикоз усложняет жизнь и очень многим мужчинам. Как выбрать хорошего флеболога, какие операции можно делать, а какие не стоит, помогут ли кремы от вздутых вен, ― рассказывает флеболог Сергей Чуйко.

Насколько распространен варикоз?


Количество пациентов, обращающихся с проблемами ног, очень большое. Но, как правило, это разные заболевания, которые люди дифференцировать не могут. Они идут в клинику, и дальше мы выясняем обстоятельства и историю болезни. Если у человека есть явная варикозная болезнь, которую видно невооруженным глазом, то он идет сразу к флебологу. Но есть целая когорта пациентов, которые ходят по врачам долго и не понимают, что с ними. Часто они жалуются на отеки ног.


У большинства людей есть та или иная форма варикозной болезни. Она вызывает жалобы только в запущенных формах. Условно ее можно разделить на два типа ― косметическую варикозную болезнь и истинную варикозную болезнь, когда нарушается функция вен. В первом случае есть небольшие безболезненные расширенные венки и звездочки на ногах и теле. Однако нужно понимать, что психологический дискомфорт при косметических недостатках тоже трактуется как проблема со здоровьем. В специфическом лечении люди с таким вариантом диагноза не нуждаются. Им нужна диагностика ― консультация флеболога, ультразвуковое дуплексное сканирование, чтобы убедиться, что главные вены работают правильно. Тогда мы можем предложить пациенту косметическое лечение. 


Второй вариант ― когда у человека уже наблюдаются нарушения гемодинамики (движения крови по венам) вследствие проблем с работой клапанов, которые есть в наших венах. Эти клапаны нужны, чтобы противодействовать силе тяготения. Ведь кровь сама по себе от ног к сердцу подниматься не будет, правильно? На пятках у нас нет сердца, поэтому функцию насоса выполняют мышцы на ногах. Чтобы она не возвращалась обратно, есть клапаны, которые не дают крови падать вниз, когда мышцы ног расслаблены. В силу генетической предрасположенности, множественных беременностей, тяжелых статичных нагрузок, лишнего веса работа клапанов нарушается. Кровь начинает двигаться обратно, создавая повышенное венозное давление в ногах и венах. Исходя из этого мы получаем кучу жалоб на вздувшиеся вены, чувство тяжести и усталости в ногах, отечность. Если варикозная болезнь у человека развивается много лет, у него могут быть трофические язвы, потемнение кожи и прочие «прелести».


Чаще от варикоза страдают мужчины или женщины?


По факту, если использовать международную статистику, количество пациентов примерно одинаковое. Чаще всего обращаются женщины, потому что они внимательнее относятся к своей внешности и здоровью. Мужчины приходят к врачу, когда гром грянет.


Такие пациенты могут годами ходить с выпирающими и опухшими венами, и ничего им мешать не будет. Однако есть опасные осложнения, например тромбофлебит, когда из-за неправильного кровообращения и внешних факторов образуются тромбы. 

На фоне запущенного варикоза может вырасти риск образования тромбов за счет воздействия высоких и низких температур, поэтому с походами в баню, купанием в проруби или сидячей работой нужно быть очень осторожными.

shutterstock_1362594599.jpg


Как долго в среднем развивается варикозная болезнь?


Наличие набухшей вены ― уже повод обратиться к врачу, потому что это риск для развития тромбофлебита. Если эту вену травмировать или добавить какой-нибудь фактор вроде беременности. Когда женщина беременна, организм постоянно в состоянии готовности к борьбе с кровотечением. Факторы свертывающей системы готовы реагировать на кровотечение. В целом ситуации разные ― можно всю жизнь ходить с выступающими венами без последствий, а можно иметь всего одну проблемную вену и получить тромбофлебит из-за авиаперелета.


Молодеет ли варикозная болезнь?


Думаю, да, потому что общество имеет тенденцию к постоянному сидению. Машина, работа, офис, перемещение из кресла в кресло. Мы не даем нашим ногам работать, не даем работать мышцам. Клапаны в венах не задействованы ― соответственно, появляются проблемы. Наверное, мы больше выявляем случаев из-за совершенствующейся диагностики.


Если вену хорошо видно ― это не обязательно патология. Это могут быть особенности организма, толщины кожи, выраженности сосудистого рисунка. Самое главное, чтобы вена была ровной и прямой, без набухания и избыточного давления.


Зачем нужно дуплексное сканирование вен?


Любой современный УЗИ-аппарат обладает возможностью для исследования сосудов. Раньше были варианты с допплером и без, сейчас все оборудованы системой для исследования кровотока. В арсенале флеболога это самое главное его оружие. Если вы пришли в клинику на консультацию к врачу-флебологу и он посылает вас куда-то сделать УЗИ, от такого врача лучше бежать. Если он не умеет делать УЗИ самостоятельно ― это плохо, если у него нет аппарата ― это тоже плохо. 


По факту флеболог ― это врач УЗ-диагностики. Обследовать поверхностные и глубокие вены он должен уметь. Собственно, посещение флеболога должно заканчиваться получением диагноза на основе беседы, осмотра и дуплексного сканирования, а также прогноза и рекомендаций по лечению. Жалобы мы систематизируем, собираем анамнез о принимаемых препаратах, которые могут спровоцировать, например, отек. Затем тщательно делаем сканирование ― это занимает 15–20 минут. 


Какие есть варианты лечения?


Классическая хирургия варикозной болезни ― пережиток прошлого, даже не вчерашний день. Во всем мире основным общепринятым методом лечения варикозной болезни и золотым стандартом ее лечения является эндовенозная термическая абляция. Это способ, который позволяет с помощью высокой температуры повредить вену и тем самым исключить ее из кровотока ― удалить. 


Если пациенту говорят, что термическая абляция ему не подходит, это не его случай, не та вена, вена большевата и надо делать флебэктомию, ― это 99 % неправда. Нужно обращаться за вторым мнением, искать доктора, который предложит ему больше вариантов. Если у человека рецидивирующий варикоз после нескольких операций, то тут приходится фантазировать, что делать дальше. Так что 99 % случаев первичного варикоза мы можем лечить современными малоинвазивными безболевыми и безнаркозными технологиями. И пациент должен знать об этом и с этим знанием идти к врачу. Как правило, 70 % пациентов приходят ко мне уже подготовленными, зная о своей болезни почти все, ― люди у нас не из самых доверчивых.


На что еще нужно обращать внимание?


Пожалуйста, обращайте внимание на то, как и где вас обследуют, что вам предлагают. Вы должны после приема иметь на руках заключение о дуплексном сканировании, ваши вены должны обследовать, когда вы стоите, а не лежите, ― это тонкий, важный момент. Правильная диагностика ― это осмотр, сбор жалоб, анамнез. Потому что 50 % людей, приходящих к флебологу, можно отсеять только по разговору. Например, если человек говорит, что «тянет по венам», скорее всего, ему к неврологу. Но это не значит, что мы его не обследуем до конца. Ведь варикоз ― это мультисимптомное заболевание. У меня была пациентка с варикозом, которая жаловалась на боль в колене. Я говорил ей, что варикоз вылечить смогу, а вот с коленом уже не ко мне. Однако по итогу, когда вылечили варикоз ― прошла и боль в колене. Вот так бывает, где логика ― не знаю. 


А бывает так, что вен никаких заметных нет, а варикоз есть?


Бывает. Случается такое, что человек жалуется на одну ногу, а ты при обследовании находишь изменения вен в другой ноге. Этому есть объяснение: варикозная болезнь развивается годами. Это индивидуально: у кого-то год, у кого-то 2-3, женщинам вообще достаточно забеременеть, чтобы варикоз развился.


Есть два подхода в лечении. Европейский подход говорит нам, что если в вене найдены изменения, то пациента нужно оперировать. В российском подходе операцию пациенту предлагают, только если у него есть жалобы. Мне кажется это неправильным ― ведь у человека уже наблюдается нарушение кровотока, которое может иметь последствия. 


То есть само не пройдет?


Не пройдет.


Какая есть профилактика?


Здоровый образ жизни: активное движение, прогулки пешком не меньше пяти километров в день ― всего лишь час в день. Профилактика лишнего веса. На генетику мы повлиять не можем: если у папы или мамы варикоз, мы можем быть настороже. Так что стоит приходить на профилактический осмотр раз в пару лет, если нет жалоб.

shutterstock_538505989.jpg

А какой спорт полезен?


Все спортивные нагрузки, которые подразумевают статику с отягощением, вредны для вен. Когда мы напрягаем мышцы в статичном положении, повышается внутрибрюшное давление и вены перегружаются. Если речь о приседаниях со штангой, пользы для вен не будет, а может быть вред.


Если вы беременны, для профилактики можно носить качественный компрессионный трикотаж. Он способствует сдавлению поверхности вен и уменьшению застоя крови. Это еще хорошо для тех, кто много сидит в офисе. Такой трикотаж должен быть сертифицирован по немецкой системе RAL. На нашем рынке этим требованиям отвечают максимум четыре бренда. Все остальные не имеют доказанных свойств. 


А как же гели и мази?


Применение флеботоников, таблеток, гелей, пилюль неэффективно. Ни одна мазь не имеет свойства такого глубокого проникновения в кожу, чтобы добраться до вен. Это фантастика. Наша кожа ― хороший барьер. Даже если мазать синяки гепариновой мазью, они пройдут за неделю, а если не мазать ― то за семь дней.