Поиск:

Контактный центр

+ 7 (812) 600-77-77

Пн—Сб: 8:00-21:00 Вс: 9:00-21:00

Обратный звонок

Контактный центр

+ 7 (812) 600-77-77

Пн—Сб: 8:00-21:00 Вс: 9:00-21:00

Скорая помощь

+7 (812) 600-77-70

Ежедневно: 24 часа

Не знаете, куда обратиться?
Закажите обратный звонок

Обратный звонок
Записаться онлайн
Скачайте приложение Scandinavia

Самооценка ребенка в подростковом возрасте

30 марта 2017

Автор статьи

Жукова Марина Андреевна Психолог


В подростковом возрасте самооценка претерпевает ряд изменений. Нормой считается изменчивость и хрупкость самооценки. То есть, если подросток выглядит очень уверенным в себе, скорее всего, это защитный механизм и попытка взять ту идентичность, которая предложена уже в готовом виде. Чаще всего подростки, которые чувствуют наибольшую тревогу по поводу самоопределения, присоединяются к разным движениям, каким-то субкультурам для того, чтобы сразу понимать ответ на вопрос «кто я» и «какой я». Если это, допустим, человек-отличник, и в классе он имеет высокий социальный статус в связи с собственным интеллектом, то человек может себя таковым и считать, но при этом он может считать себя не очень популярным. Потому что с ним обычно общаются по каким-то академическим вопросам, однако никто его не приглашает в неформальные компании. В таком случае, очень важно иметь некое третье место помимо дома и школы, где была бы возможность попробовать себя в новой социальной роли. Потому что чем больше социальных ролей подросток примерит на себя, тем более истинной будет его идентичность.

Еще важно отметить, что в этот период подростки очень негативно реагируют на любые готовые решения, которые им предлагаются родителями, учителями, более старшими сверстниками. Важно попробовать все через собственный опыт. Все – в данном случае не имеются в виду какие-то маргинальные вещи. Ответить себе на вопрос «чего я хочу в жизни и кто я», попробовав это на себе. Потому что любые советы, которые даются в такой директивной манере, они воспринимаются очень-очень негативно. Это нормально. Только если человек пойдет по своему пути, пытаясь ответить на эти вопросы, тогда идентичность будет сформирована гармонично, а это залог как раз таки здоровой адекватной самооценки.

Когда мы обсуждаем вопрос самооценки, очень важно понимать, что задача родителя – воспитать не ребенка с очень высокой самооценкой, а задача родителя – максимально приблизить самооценку к реальности. Давайте рассмотрим две крайние ситуации. Допустим, родитель поощряет абсолютно все, что делает его ребенок, таким образом, воспитывая культ уникальности. То есть, любые результаты деятельности, любые проявления – это все самое лучшее, ты молодец. С одной стороны, это здорово, потому что родитель таким образом обеспечивает поддержку, но в какой-то период родитель может передавить и дать некое ложное убеждение во всесильности. Особенно, если ребенок начинает сталкиваться с реальностью, в которой выясняется, что не так уж он и хорош. Получается, что тогда родитель способствует формированию ложной самооценки. У ребенка будут формироваться завышенные ожидания от самого себя, от этого мира, а реальность все равно будет его сталкивать с той суровостью, которая есть. Получается, что завышенная самооценка – это нехорошо.

Почему плоха заниженная самооценка, наверное, довольно очевидно, но как она формируется очевидно не всем. Дело в том, что люди с заниженной самооценкой – это недолюбленные люди, если мы говорим про человека из такой достаточно хорошей семьи, где было все благополучно. Низкая самооценка может сформироваться, если родитель ставил некие условия, почему мы тебя любим. У каждого родителя свои критерии: за хорошие оценки, за то, что ты послушный. Но сама идея введения этого критерия за любовь, она ведет к тому, что самооценка становится не внутренней, а она как бы очень обусловлена всеми внешними факторами. Это так называемый внешний локус контроля. Человек не на себя ориентируется, не на свои ощущения, а на то, что родители от него ожидают, что от него ожидает начальник, общество и так далее. И тогда самооценка будет шаткой, и, скорее всего, она будет низкой, потому что нельзя всегда и во всем быть идеальным. Поэтому понятно, почему завышенная самооценка – это достаточно критично, и почему заниженная точно также. Задача родителя это формировать ту самую адекватную самооценку, которая будет вести к гармонии в принятии себя.

Дата публикации: 30.03.17

Все записи

Ваша заявка на обратный звонок успешно отправлена

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.

Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00

Закрыть

Ваша заявка не была отправлена, попробуйте снова

Обратный звонок

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием. Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок

Введено больше 128 символов
Имя введено некорректно
Введены запрещенные символы
Введено больше 64 символов
Введены запрещенные символы
Номер введен некорректно
Время суток
Любое
Утро
День
Вечер
Требуется подтверждение

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта