Поиск:

Контактный центр

+ 7 (812) 600-77-77

Пн—Сб: 8:00-21:00 Вс: 9:00-21:00

Обратный звонок

Контактный центр

+ 7 (812) 600-77-77

Пн—Сб: 8:00-21:00 Вс: 9:00-21:00

Не знаете, куда обратиться?
Закажите обратный звонок

Обратный звонок
Записаться онлайн
Скачайте приложение Скандинавия

Самооценка ребенка от рождения до семи лет

22 февраля 2017

Автор статьи

Жукова Марина Андреевна Психолог


Здравствуйте. Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей. Сегодня мне хотелось бы поговорить о самооценке и ее развитии на разных этапах формирования ребенка.

Прежде чем начать разговор, необходимо определить, что такое самооценка. Вообще, в широком плане существует очень много определений, если очень упростить, то это система отношений человека к самому себе в субъективно значимых областях. То есть входить в понятие самооценки будут только те области, которые важны для самого человека.

Самооценка начинает формироваться с первых дней жизни. Кажется, что в подростковом возрасте она появляется, но на самом деле нет. Все начинается с самого рождения. Ребенок, появившись на свет, начинает посылать сигналы родителям с помощью определенных систем. Ребенок может плакать, может выражать удовольствие и неудовольствие, ребенок ощущает себя через физические ощущения. Если родитель достаточно чутко реагирует на все эти сигналы, то у ребенка формируется представление о собственной компетентности. Он своими сигналами может сделать так, чтобы родитель вмешался и удовлетворил его потребности в еде, воде и так далее. Получается, что основа адекватной самооценки у малыша – это чуткий родитель. Если родитель отзывчивый, значит ребенок чувствует себя компетентным, и понимает, что он контролирует все, что с ним происходит.

По мере того как малыш вырастает и начинает ходить – у всех свой темп, но ориентировочно, где-то в районе 12 месяцев все детки начинают это делать – начинается совершенно иной этап формирования самооценки, когда ребенку нужно активно преобразовывать мир вокруг себя. Задача родителя – создать такие условия, в которых ребенок мог бы безопасно это делать. Потому что ограничение активности, это, по сути, ограничение возможности для ребенка почувствовать себя той самой самостоятельной компетентной личностью, которая может привнести что-то в этот мир. Ребенку нужно крушить и ломать, но таким образом, чтобы это было безопасно. Потому что для малыша это важно, чтобы почувствовать себя вот тем самым независимым человеком.

Конечно же, в возрасте года ребенок может уже физически отделяться от родителя, что тоже очень важно. И нужно допускать это, не стараться удерживать ребенка у себя. Если он сформировал то самое базовое доверие к миру и представление о том, что весь мир безопасен через чуткого и отзывчивого родителя на ранних этапах, то этот процесс, процесс отделения, он пройдет благополучно.

Следующий этап развития самооценки, который мы можем обозначить – дошкольный период (с 3 до 7 лет). 3 года это самый любимый психологами возраст, называемый кризис 3-х лет. Про него уже много сказано, в том числе и мной в предыдущих видео, но кратко напомню, о чем идет речь. Вообще, кризис в психологии – это что-то хорошее. Для родителей это тяжело, для ребенка это хорошо, потому что кризис это просто переломный момент. Это какая-то новая точка в развитии. Чем ярче кризис проходит, тем полнее, тем более зрелое то новообразование, которое у ребенка появляется. Кризис 3-х лет это кризис самостоятельности и независимости. Малыш уже не считает себя малышом к этому моменту, он начинает говорить 2 самых ключевых слова. Первое слово это «нет», второе «я сам». В контексте самооценки для нас важнее второе слово, потому что стремление к самостоятельности ребенка очень важно поощрить. Несмотря на то, что ребенок может стремиться к каким-то вещам совершенно иррациональным, которые родителю кажутся неважными, например, понести тяжелые пакеты из магазина, или завязывать самостоятельно шнурки, при том, что на это может уходить несколько часов, родителю очень важно терпеливо к этому подойти. Потому что для ребенка следующий этап – ощущения собственной компетентности. Как в год ребенку нужно было все преобразовывать, просто чтобы чувствовать, что он что-то может изменить в этом мире, точно также в 3 года ребенок должен сам понимать, что он может обслуживать свои потребности. Чем больше самостоятельности в этот период, тем лучше. Потому что у ребенка будет мотивация к достижению, у ребенка будет ощущение компетентности по результату выполненной деятельности. Ему уже недостаточно будет, если родитель просто скажет – ты самый лучший, ты самый хороший. Поэтому чем больше самостоятельности в этот период, тем лучше.

Давайте в качестве завершающего периода, обсудим возраст 7 лет, когда ребенок поступает школу. Потому что в этом возрасте может наступить кризис самооценки. Связано это с тем, что дети воспринимают внешнюю оценку учителя не просто как оценку своей деятельности, а как оценку личности. Очень интересные исследования по социометрии в начальных классах показывают, что дети считают лидерами отличников. Если их поспрашивать, а к кому бы ты обратился за помощью, кого бы ты в первую очередь пригласил на день рождения и так далее – дети чаще всего в первой пятерке называют отличников. Потому что они доверяют мнению учителя. Если учитель ставит пятерку, значит он знает, что это человек хороший не только в математике, но и во всех жизненных областях. И вот эта сверхгенерализация, она очень типичная для младших школьников. Поэтому родителю очень важно чувствительно на это реагировать. Не давать ребенку идею, что мы тебя любим за пятерки. А мы тебя любим в любом случае, и если у тебя не получилось получить пятерку, то мы тебе всячески поможем. Потому что ребенок и так страдает от вот этого социального позиционирования, сравнения себя с другими детьми. А если еще и родитель поднадавит дополнительно, дав понять, что оценка это и есть оценка тебя как личности, то у ребенка может возникнуть серьезный кризис. Поэтому нужно очень чувствительно на это реагировать и не только в младшей школе, всегда.

Стремиться давать ребенку безусловную любовь для того, чтобы он чувствовал, что его личность в безопасности. А все те успехи и неуспехи, которые могут его встретить, они просто будут интегрироваться и формировать адекватную самооценку. Потому что завышенная и заниженная самооценка – это нехорошо. Секрет гармонии состоит в адекватности самооценки тем способностям, которые есть у ребенка.

Дата публикации: 22.02.17

Все записи

Ваша заявка на обратный звонок успешно отправлена

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.

Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00

Закрыть

Ваша заявка не была отправлена, попробуйте снова

Обратный звонок

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием. Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок

Введено больше 128 символов
Имя введено некорректно
Введены запрещенные символы
Введено больше 64 символов
Введены запрещенные символы
Номер введен некорректно
Время суток
Любое
Утро
День
Вечер
Требуется подтверждение

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта