Развитие и коррекция речи

Какие направления речевого развития и коррекции существуют в клинике "Скандинавия", в каком возрасте и в каких случаях ребенку требуется помощь логопеда, зачем к логопеду обращаются взрослые пациенты, и как проходят занятия рассказывает Наталья Игоревна Кулакова, логопед-дефектолог.

Кулакова Наталья Игоревна Логопед-дефектолог



Здравствуйте. Меня зовут Наталья Игоревна Кулакова, я логопед-дефектолог, и я хотела бы рассказать о том, какие направления речевого развития и речевой коррекции мы охватываем в нашем медицинском центре. Существует такое мнение, что к логопеду нужно приходить с ребенком только в 5 лет, не раньше. На самом деле это не всегда так. Если наблюдается задержка речевого развития, то следует придти к логопеду как минимум в 3 года, а лучше где-то в 2,5 года, поскольку именно задержка речевого развития требует специальных логопедических занятий. Мы занимаемся с такими детками, растормаживаем речь. Если у ребенка в 2-2,5 года очень низкий запас слов, то есть словарный запас почти не увеличивается, он говорит звукоподражаниями, а полноценных слов очень мало.

Можно сказать, что в 2,5-3 года уже ребенок должен говорить фразовой речью. Основные лексико-грамматические категории у него должны быть сформированы, то есть, словоизменение, согласование слов уже должно быть правильным. Если у ребенка вместо такой картины речи наблюдаются отдельные слова и всего несколько фраз, словарный запас очень низок. Он говорит словами, у которых нарушены окончания, неправильно согласованы слова, и родители замечают, что по сравнению с другими сверстниками он говорит хуже, в таком случае, конечно, наблюдается задержка речевого развития, и следует обязательно показаться логопеду.Мы продиагностируем ребенка и дадим непосредственно рекомендации родителям как заниматься, как играть с ребенком. Даже если ребенок неусидчивый и не сможет еще, поскольку он еще маленький, заниматься с логопедом именно в кабинете, то родители смогут, именно исходя из этих рекомендаций, применять речевые игры и улучшать речь ребенка, то есть, растормаживать речь. А если ребенок уже способен какое-то время заниматься именно в кабинете вместе со специалистом, то можно будет приходить сюда и заниматься
речевым развитием. Для того, чтобы речь ребенка к 3 годам уже догнала норму, и он бы говорил так, как и его сверстники.

Кроме того, бывает так, что у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи. То есть тогда, когда нарушается много параметров речевого развития. Это касается не только звукопроизношения, но и нарушения слоговой структуры, нарушение фонематического слуха. Также это, как правило, затрагивает лексико-грамматические категории, связную речь. То есть речь такого ребенка очень сильно
задерживается, отстает от развития его сверстника. И в этом случае обязательно нужно посетить логопеда, как только вы видите, что после 3-х лет вот наблюдается такая ситуация. Заниматься мы можем уже начиная с 3-4-х лет и добиваемся хороших результатов.

Кроме того, следует посетить логопеда перед школой. Поскольку, часто бывает такая ситуация, что родители не замечают, что у ребенка нарушены какие-то звуки. Или недостаточно дифференцируются те звуки, которые недавно появились в речи ребенка. Если вовремя не отследить этот момент, то бывает так, что вот эти проблемы переходят в школу и отражаются уже на письме. Следует убедиться в том,
перед тем, как ребенок будет поступать в первый класс, что с его речью все в порядке. Обязательно проведите такую логопедическую консультацию и получите рекомендации для того, чтобы ребенку было легче учиться. Мы занимаемся с детьми, у которых наблюдается уже нарушение письма и чтения. Именно со школьниками, когда у них наблюдается дисграфия и дислексия. В этом случае тоже
мы проводим и диагностику, и коррекционные занятия.

Далее обязательно следует посетить логопеда, как только родители увидели, что у ребенка наблюдаются запинки в речи, начинается заикание. Иногда родители упускают этот момент и обращаются чуть позже. И в таком случае бывает так, что заикание становится стойким. Чем раньше родители обратятся с таким ребенком к нам, тем будет лучше, и тем лучше будет прогноз восстановления.

Кроме того, конечно, логопед занимается со взрослыми людьми. Бывает так, что у взрослого человека нарушено звукопроизношение. Взрослый человек немного стесняется своих неправильно произносимых звуков и думает, что исправить это уже невозможно. Но это конечно не так. Следует обязательно посетить логопеда, и вы увидите, что не требуется длительных занятий для того, чтобы поставить звук и улучшить речь.

Есть еще одно направление логопедической работы, о котором мало кто знает – это восстановление речи после инсульта или после черепно-мозговой травмы, когда наблюдается афазия, то есть человек или полностью теряет речь, или теряет ее частично. И вот в этом случае также мы проводим и не только диагностику, но и систему логопедической работы для того, чтобы вернуть человеку речь. Это очень сложное, очень интересное направление работы, оно дает хорошие результаты. После инсульта и черепно-мозговой травмы следует обратиться как можно раньше к логопеду и начать коррекционную работу по устранению речевого нарушения, то есть по восстановлению речи при афазии.

Как проходят логопедические занятия? С маленькими детками занятия проходят в игровой форме. Маленький ребенок не может усидеть долгое время за столом. Он и не обязан, поэтому мы стараемся использовать какие-то речевые игры, пособия всевозможные. Не только книги, но и специальные игры, игрушки, физминутки для того, чтобы ребенок не уставал. Если мы говорим о школьниках, то здесь уже
занятия более серьезные, поскольку это уже ученик, который уже пишет, читает, и здесь мы больше пишем и читаем. Что касается занятий со взрослыми людьми, то, конечно, мы занимаемся уже на совершенно другом уровне, используем специальные методики. Особенно если это касается восстановления речи при афазии. Поэтому здесь мы пользуемся специальными пособиями, методиками, которые показали свою эффективность при восстановлении речи. Обязательно взрослый человек получает, так же, впрочем, как и ребенок, домашние задания. Какие-то рекомендации, задания, которые нужно делать, выполнять и приходить уже с каким-то результатом. Вот такой широкий спектр речевых проблем мы решаем в нашем медицинском центре, поэтому смело обращайтесь, записывайтесь, и будем работать.

Дата публикации: 12.09.16