+ 7 (812) 600-77-77

Контактный центр

ПН—СБ: 8—22 ВС: 9—19

Телефоны

+ 7 (812) 600-77-77

Контактный центр

ПН—СБ: 8—22 ВС: 9—19

+ 7 (812) 600-77-71

Вызов врача на дом

ПН—СБ: 8—21 ВС: 10—18

Когда нужно обращаться к детскому психологу? Часть 1

Какое поведение ребенка в раннем возрасте считать нормальным, когда необходима помощь психолога в воспитании, зачем нужен индивидуальный подход в лечении? На эти и многие другие вопросы отвечает психолог Марина Андреевна Жукова. Часть 1: "С рождения до 9 лет".

Жукова Марина Андреевна Психолог



Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я являюсь клиническим психологом, специалистом в области психологии младенческого и раннего возраста. Также я занимаюсь семейным консультированием, всеми проблемами, связанными с детьми от младенчества до 18 лет.

В нашем отделении есть центр психологической адаптации, в котором ведется прием детей и родителей от 0 до 18 лет. Как правило, родители обращаются по вопросам, связанным с воспитанием ребенка, если ребенок капризничает, демонстрирует негативистичное поведение, отказывается слушаться. Или, если у родителей есть сомнения по поводу того, насколько нормально развивается ребенок. Скажем, все дети уже заговорили, а мой ребенок не заговорил, что с этим делать. Или, если в семье происходят какие-то изменения, на которые ребенок реагирует. Это тоже родители зачастую обращаются к психологу.

Мы помогаем в различных вопросах, занимаемся диагностикой памяти, внимания, мышления, языка и речи ребенка, а также проводим диагностику о взаимоотношении в диаде мать-младенец. Это наиболее частая диагностика, которая происходит на первом году жизни ребенка. Родителю нужно быть внимательным с самого начала. Как только появляется малыш, задача родителя - максимально внимательно следить за всеми сигналами, которые ребенок ему адресует.

На самом деле есть такое частое заблуждение, что ребенок в самом начале своей жизни представляет собой биологическое существо и нужно заботиться исключительно о каких-то физиологических потребностях. На самом же деле, ребенок с самого начала начинает посылать родителю различные социальные сигналы, и знание этих сигналов очень помогает в том, чтобы правильно построить взаимоотношения с ребенком. Ну, в частности, если ребенок показывает удовольствие, если ребенок как-то вокализирует, расслабляется, ритмично двигается, это значит, он готов к игре, он готов к взаимодействию. Если же ребенок зевает, отворачивается, подносит руки к лицу, к ушам, возможно, даже демонстрирует какие-то сигналы неудовольствия, не стоит продолжать с ним общаться. Не нужно думать, что с ребенком что-то не так, просто ему нужно время для себя, ему сейчас не нужно общение.

На самом деле, психолог на первом году жизни очень помогает молодым родителям научиться отличать эти сигналы, именно психологической природы, от каких-то физиологических особенностей, которые могут быть связаны с капризами из-за того, что болит животик, режутся зубки и так далее. То есть, вот это на самом стартовом этапе жизни ребенка уже можно начинать отличать. Спектр проблем достаточно широкий, если мы говорим именно о первом году жизни, то, пожалуй, вот это вот взаимодействие и налаживание оптимального контакта между новорожденным и родителем является основной задачей психологической адаптации психологической диагностики.

В возрасте одного года чаще всего родители обращаются по поводу вопросов задержки языка и речи. Есть убеждение, согласно которому в возрасте девяти месяцев, или двенадцати месяцев, в крайнем случае, ребенок должен произнести первое слово. Если вдруг этого не происходит, то родители начинают тревожиться и приходят к профессионалу. На самом деле, очень позитивно, если родители внимательно реагируют и обращаются за помощью и за компетентным ответом, но здесь нужно учитывать, что у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Никогда не стоит ориентироваться на какие-то критерии, которые являются бытовыми, может быть общеизвестными, однако не подкреплены какой-то научной стороной. В этом смысле, задача психолога, возможно, снизить тревожность родителей, сказать о том, что у каждого свой темп развития, и подойти к вопросу диагностики индивидуально. То есть, посмотреть, есть ли у конкретного ребенка действительно какие-то отставания.

Существует ряд методик, с помощью которых это можно сделать. В возрасте одного года, наверное, еще родители – сейчас все реже, это как-то немножко откладывается, к возрасту двух или даже 2,5 лет – обращаются по вопросу приучения ребенка к горшку, как это лучше делать. Существуют методики, согласно которым необходимо не резко отлучать ребенка от «памперсов», а переходить таким плавным образом, показывая, что «памперс», например, можно положить в детский горшочек и таким образом выработать эту связь. Есть целая стратегия, целая методика, которую мы вместе с родителем проговариваем, подбираем какой-то индивидуальный план, каким образом, в каком темпе для данного ребенка это оптимально сделать. Потому что не существует каких-то универсальных критериев, когда ребенок должен начать ходить
на горшок самостоятельно.

В возрасте трёх лет, наверное, наибольшее число обращений к психологу, лично я могла бы из своей практики зафиксировать, потому что возраст трёх лет, он написан в литературе, как такой классический кризисный возраст. Что такое кризис развития? Это когда ребенок проходит через какой-то переломный момент и приобретает новые навыки, новые возможности взаимодействия в собственном окружении. И чем ярче происходит этот кризис, тем, на самом деле, позитивнее. Потому что ребенок получает больший ресурс, он получает больший социальный опыт.

Я приведу примеры. В три года практически всегда ребенок говорит «я сам», «мне не нужна помощь», «не хочу», «не буду», «нет». Вот эти вот негативистичные тенденции, они могут быть как достаточно мягкими, так и могут представлять собой истерики, скандалы, крики в супермаркете, падание на пол. Родитель очень часто остается наедине с этим, родителю неловко, стыдно, он чувствует себя некомпетентным, он боится, что окружающие обвинят его в том, что он плохой родитель. Потому что ребенок тоже достаточно хитро манипулирует, делая это все на людях, и тогда родитель обращается с вопросом, а нормально ли это. Должно ли так быть, и, если да, то зачем, почему, и как с этим бороться.

Ну, и в первую очередь, конечно, психолог работает с родителем. Потому что подобного рода вещи, они являются нормативными. То есть, это так и должно быть. Ну конечно, задача психолога также и в том, чтобы сделать максимально позитивным вот этот вот опыт взаимодействия, пусть такого и не простого. Ну и задача, в общем-то, улучшить качество жизни в семье. Поэтому мы помогаем родителю, как и понять, так и справиться. При этом важно отметить, что каких-то универсальных советов не существует. Практически невозможно сказать: если ребенок устраивает истерику, то накричите на него тоже, или проигнорируйте его. На самом деле это не работает. Всегда нужно смотреть, зачем ребенок это делает, чего он именно хочет добиться, и какие стереотипы поведения в паре «родитель-ребенок» уже сформировались. Потому что если родитель будет действовать совершенно неожиданным образом, если он будет делать что-то, к чему ребенок не привык, то ребенок может удивиться и прекратить делать так, как он делает обычно, но также это может не сработать. Если родитель, будет, допустим, читать на форумах, что другие мамочки делают что-то такое, и попробовать сделать то же самое. Если это неорганично родителю, если родитель не привык себя так вести, то мы рискуем, что ребенок почувствует эту фальшь. Он будет понимать, что это какой-то воспитательный момент и слушаться не стоит. То есть, задача психолога – это максимально наладить вот это взаимодействие, когда оно наиболее хрупко, в кризисные периоды.

Дата публикации: 07.02.16

Остались вопросы?

Записаться на прием Перезвоните мне
Записаться на прием

Спасибо!

Ваша заявка на обратный звонок успешно отправлена.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00

Обратный звонок

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием. Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00.

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Запись на прием

Вы можете записаться на прием, позвонив по телефону +7 (812) 600-77-77 или заполните форму ниже.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00.