Как правильно выбрать спорт для ребенка?

В какой вид спорта отдать ребенка? Спорт как увлечение или профессия? Как правильно определить нагрузки? Медицинское сопровождение детей спортсменов. На эти и другие вопросы отвечает врач спортивной медицины Олег Викторович Гусев.

Гусев Олег Викторович Мануальный терапевт


Добрый день. Меня зовут Гусев Олег Викторович. 

Сегодня хотелось бы поговорить о такой важной для многих родителей проблеме - выбор спорта для ребенка. Многие родители рано или поздно сталкиваются с тем, что они хотят дать ребенку спортивное воспитание, определиться с тем видом спорта, которым бы ребенок занимался. Это может быть обусловлено каким-то прошлым опытом у родителей, какими-то пожеланиями самого ребенка. Или это может быть желание друзей, потому что все друзья в классе или в детском саду пошли заниматься в ту или иную спортивную секцию. Но часто, где-то на этапе, когда ребенку исполняется 5-7 лет, многие родители задумываются и отдают ребенка в спортивную секцию.

Возникает вопрос: правильно ли мы поступили, мы отдали ребенка туда, куда нужно, будет ли это ему полезно, получит ли он что-то нужное? Будет ли он заниматься этим спортом как профессией или это спорт как увлечение? Если у родителей возникает намерение отдать ребенка в спорт то, наверное, в первую очередь надо потакать этому намерению и отдать его в спорт. В любом виде спорта первые 2-3 года происходит то, что называется спортивным обучением – это будет обучение в режиме создания базовых навыков, в режиме общефизической подготовки. Какой бы вид спорта вы не выбрали, этот спорт никоим образом не будет во вред вашему ребенку. Как раз за этот период времени, за 2-3 года, вы определитесь, что делать дальше, на семейном совете, взрослом семейном совете или это будет семейный совет с привлечением ребенка, с учетом его стремлений, с его ожиданиями, с его психологическими особенностями. Есть дети, которые склонны к групповым видам спорта, к индивидуальным видам спорта, к аэробным, к анаэробным. Все равно, тем или иным образом вы поймете, нравится ли это ребенку, а ребенок поймет, нравится ли это ему. И первые 2-3 года спортивного обучения как раз уйдут на понимание, будет ли спорт в жизни ребенка или не будет спорта в жизни ребенка.

Мы подключаемся чаще всего именно на этом этапе. Не на этапе диагностики, не на этапе планирования того или иного вида спорта, а как раз уже на том этапе, когда ребенок уже чем-то занимается, и лучше, когда еще нет никаких проблем, когда вообще ничего не беспокоит. Тогда мы помогаем уже включиться в тот или иной вид спортивной деятельности, определить те или иные особенности ребенка, которые могут помочь ему лучше реализоваться в том или ином спорте.

Не надо про нас думать, что если вы приводите ребенка к врачу, первая задача врача – это сказать, что вам спорт вообще никакой не нужен, вы должны сидеть дома, отдыхать и учиться. Нет. Мы двумя руками за то, чтобы дети активно занимались. Мы просто хотим помочь вам, хотим настроить вас на то, чтобы ребенок занимался безопасно. Чтобы ему это приносило радость. Если для ребенка спорт будет каким-то более серьезным профессиональным увлечением, мы хотим, чтобы у него была длительная, полноценная нетравмоопасная спортивная карьера. Мы исключительно так себя позиционируем.

Соответственно, когда вы обращаетесь к нам, то мы уже поможем вам, поможем ребенку определиться с теми или иными нагрузками. Определиться с какими-то, может быть, дополнительными занятиями с тем, чтобы гармонизировать состояние ребенка. Это будут или какие-то занятия в режиме лечебной физкультуры, специализированные спортивные занятия, или это будут какие-то элементы физиотерапевтические, какие-то элементы бальнеотерапии, спа, или какие-то элементы психокоррекции, даже психодиагностики или психологического консультирования. Потому что у детей все равно накапливаются определенные напряжения, связанные с учебой, со спортом. Может быть, негатив у ребенка не связан именно с тем, что он занимается спортом, а это негатив от общего напряжения.

Психологи, которые ориентированы на работу с детьми, ориентированы на работу с детьми-спортсменами помогут лучше избежать вот этих подводных камней, многих из которых мы не знаем. Конечно, наша непосредственная задача, это – помочь. Не изолировать ребенка от спорта, а помочь ему реализоваться в спорте. Помочь ему реализоваться более гармонично, более уверенно и, естественно, с большими спортивными результатами на длительном протяжении его профессиональной карьеры. Ну, или любительской карьеры, если этот вид спорта будет просто как увлечение, а не как спорт.

Вопросы медицинские, которые возникают у спортсменов, они часто немного специфичны и требуют более специализированного подхода, связанного или с лечением, или подхода, связанного с тем, что впереди соревнования, и нам нужно безопасно вылечиться от состояния, которое не связано со спортом.

В этом плане возможности многопрофильной клиники позволяют состыковать врачей максимально быстро. Чтобы не надо было тратить время на посещение разных специалистов, тратить время на те или иные диагностические мероприятия. Мы можем сразу в правильном понимании «накинуться» на ребенка, понять, что с ним происходит, понять ту задачность, которую накладывает или спорт, или тренер, или родители, мы это понимаем быстро, и достаточно быстро комплексно решаем. И это, наверное, основное преимущество именно многопрофильного подхода к спортсменам.

Дата публикации: 08.02.16