И пусть голова не болит!

У каждого из нас хоть раз в жизни болела голова, а потому мы представляем, насколько такое состояние способно испортить жизнь. Одно дело, если это происходит очень редко, и совсем другое, когда боль снова и снова отключает человека от привычной жизни, разрушая его планы, карьеру и отношения с близкими. Многие в такой ситуации отказываются от врачебной помощи, считая, что мигрень не поддается лечению, однако руководитель Центра лечения головной боли, врач-невролог, доктор медицинских наук Марина Игоревна Корешкина уверена, что мигрень можно победить.


1shutterstock_377116690-900x500.jpg

- Марина Игоревна, когда мигрень становится хронической?

– Любая мигрень – длительное заболевание, которое начинается в 15–20 лет и заканчивается годам к 60. В этом плане любую мигрень можно было бы считать хронической, но в международной практике анализируется не длительность, а частота приступов.

Если у пациента более 15 дней в месяц случаются головные боли и это длится на протяжении трех месяцев подряд, то у него хроническая мигрень.


Разумеется, до такого состояния человек доходит постепенно. Все начинается с одного-двух эпизодов головной боли в месяц и далее по нарастающей. При этом изменяется сам характер головной боли – приступы становятся менее интенсивными, но более часты-ми, и практически нет возврата к хорошему самочувствию. И такое состояние уже гораздо труднее поддается диагностике и лечению.

– То есть не нужно терпеть приступы мигрени, даже если они случаются нечасто?

– Увы, как правило, мы имеем дело с пациентами, у которых уже 10–15 приступов в месяц. Надо приходить к врачу, когда наблюдается 2–6 атак, потому что на этом этапе лечение пройдет быстрее и проще. Проблема наших пациентов в том, что они считают, что можно справиться самостоятельно с головной болью. В ход идут широко разрекламированные препараты – в частности, комбинированные анальгетики, которые к уже существующей мигрени добавляют головную боль, обусловленную злоупотреблением лекарственными препаратами.

– Какие исследования нужно сделать, чтобы понять, что это именно мигрень?

– Мигрень – это первичная головная боль, она обусловлена генетически и не вызвана какими-либо другими заболеваниями. На первичные головные боли приходится 85–90% случаев – это мигрень, головная боль напряжения и кластерная головная боль. Но пациентам и врачам для объяснения головной боли необходимо найти какую-то структурную патологию. И начинается активный поиск – МРТ, КТ, дуплексное сканирование, УЗИ и т.д., что приводит к неправильному лечению. Разумеется, если у нас есть подозрение на вторичную головную боль, мы назначаем все необходимые исследования, но в основе диагностики мигрени лежит тщательный сбор жалоб и анамнеза.

79e6b54bfbe2ebc8a45e597c2a1acd6c.jpg

– То есть на первом приеме пациента ждет долгий и обстоятельный расспрос?

– Да, но обычно пациенту трудно правильно рассказать, как часто и как именно болит у него голова. Более того, пациент приступом считает только состояние, когда он не может встать с постели от боли, а на все остальное он не обращает внимания. Поэтому мы призываем наших пациентов вести дневник, куда они в течение месяца заносят информацию о своей головной боли и сопутствующих симптомах. Опросник составлен таким образом, что при его анализе врачу становится ясно, сколько приступов головной боли было за месяц, какого они характера, чем они обусловлены.

– Дневник позволяет выяснить факторы-провокаторы мигрени?

– Да, это одна из основных его функций.

Людям с мигренью необходимо знать, что может спровоцировать у них очередной приступ, и постараться исключить провокаторов из своей жизни. Недосыпание, поздний подъем в выходные дни, красное вино, духота, громкая музыка или голод – у каждого свои пусковые факторы.


– Получается, и в дальнейшем, уже после лечения, пациенты должны подсчитывать количество приступов?

– Конечно, но уже не с помощью дневника – достаточно просто отмечать в календаре дни, когда была головная боль. И врач сразу видит, есть ли эффективность от назначенного лечения или его необходимо скорректировать. При терапии хронической мигрени эффект не наступит мгновенно. По рекомендациям Международного общества по изучению головной боли, динамику нужно оценивать через 3 месяца: если количество приступов за это время уменьшилось в 2 раза, мы на правильном пути, а если нет – нужно пересматривать лечение.

– То есть существуют разные варианты терапии и для каждого пациента можно подобрать индивидуальную схему лечения?

– Главная задача врача заключается в том, чтобы выбрать оптимальный препарат из множества вариантов. При этом врач полагается на анализ побочных эффектов каждого препарата, их сопоставление с индивидуальными особенностями пациента и его сопутствующими заболеваниями.

– А какие именно лекарственные средства применяются при мигрени?

– Для купирования приступов используются , созданные специально для лечения мигрени. Сила триптанов – в их целенаправленном действии: они отлично купируют приступы, действуя на головную боль и сопутствующие симптомы – тошноту, повышенную чувствительность к свету и звуку. Для профилактического лечения – уменьшения интенсивности и количества приступов – у нас есть разные группы препаратов – бета-блокаторы, антиконвульсанты, антидепрессанты и др.

c9763c4119f8e6a5c96ca29e1d83b146.jpg

– А можно ли заранее предупредить развитие приступа?

– На это направлено профилактическое лечение, которое делает приступы реже и менее интенсивными. Курс длительный – 8–12 месяцев ежедневного приема лекарственных средств, но это необходимо, чтобы надолго закрепить положительный результат.

– А если препараты не дают должного эффекта – что делать в этом случае?

– К сожалению, есть пациенты, которым лекарственные средства помогают слабо. В таких случаях мы используем иглорефлексотерапию, которая входит в международный стандарт немедикаментозного лечения головной боли. Акупунктура значительно сокращает количество приступов без побочных эффектов, что доказано рядом исследований. Акупунктура воздействует на снижение возбудимости головного мозга, регулирует нейрональные механизмы и тем самым значительно сокращает количество приступов.

– Акупунктуре тысячи лет, а есть ли какие-то инновационные альтернативы?

– Есть инъекционная методика введения ботулотоксина А. Клиника «Скандинавия» имеет сертификат на осуществление такого лечения, наши специалисты прошли соответствующее обучение, и мы используем только лицензированный ботулотоксин типа А с доказанной безопасностью и эффективностью. А главное, умеем определять, действительно ли есть показания к такой терапии. Ботулотоксин эффективен в лечении не любой головной боли, а именно хронической мигрени, поэтому первая и основная задача врача – поставить точный диагноз.

fef0e1f260b1d2004ce47b3a32f4f105.jpg

– Что представляет собой процедура и какой она дает эффект?

– Метод лечения основан на введении ботулотоксина А в точки на лбу, висках, затылочной и воротниковой зонах – все согласно международному протоколу. Это не косметическая процедура – здесь немного другая техника, хотя одновременно у пациента разглаживаются морщины на лбу. Самое главное, методика позволяет избавиться от мигрени на срок от 6 до 9 месяцев. Суть действия инъекций в следующем: ботулотоксин уменьшает выброс кальцитонин-ген-связанного пептида, провоцирующего развитие приступов мигрени, снимает напряжение в области скальпа. Большие надежды мы связываем с еще одним инновационным методом лечения, который еще только стоит на пороге внедрения в российскую медицинскую практику – это новый класс действующих веществ под названием моноклональные антитела. И если инъекции ботулотоксина – наше сегодня, то новый препарат – наше завтра.

– А можно о нем чуть подробнее?

– Подробнее о нем я расскажу 21 октября на IX научно-практической конференции «Новые возможности диагностики и лечения головной боли». Новый препарат откроет новую эру терапии против мигрени. Лицензия на использование этого вещества в России появится в 2018 году. Мы в клинике «Скандинавия» ждем его официальной регистрации и планируем быть первыми в Петербурге, кто его применит.

Дата публикации: 25.10.17