+ 7 (812) 600-77-77

Контактный центр

ПН—СБ: 8—22 ВС: 9—19

Телефоны

+ 7 (812) 600-77-77

Контактный центр

ПН—СБ: 8—22 ВС: 9—19

+ 7 (812) 600-77-71

Вызов врача на дом

ПН—СБ: 8—21 ВС: 10—18

Детский психолог от года до 3 лет

На что нужно обращать внимание родителям для лучшего понимания детей, как корректно трактовать поведение ребенка и как правильно с ним взаимодействовать, рассказывает психолог Марина Андреевна Жукова.

Жукова Марина Андреевна Психолог



Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я являюсь клиническим психологом, специалистом в области детско-родительских отношений и психологии раннего и младенческого возраста.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о таком важном периоде в жизни ребенка, с года до трех, на который приходится большинство обращений родителей к психологу. Поскольку новорожденный появляется в семье, родителям нужно пересматривать и собственные отношения, и вспоминать какие-то свои отношения с родителями, и учиться заново понимать друг друга. Очень часто у супругов в этот период наблюдаются какие-то ожидания, которые не оправдываются. В частности, если в их семье было принято как-то не так, как это реализуется у них, то они могут сталкиваться с недопониманием и разочарованием.

Конечно, это очень сложно, и для того, чтобы не запустить этот момент, очень многие приходят к психологу и спрашивают: – а как должно быть, у кого должны быть какие роли, что должна делать мать, что должен делать отец. На самом деле, конечно, не бывает правильного ответа, нельзя сказать, что вам нужно делать то, а вам нужно делать это. Просто задача психолога в этом периоде – помочь родителям услышать друг друга и справиться с какими-то, может быть, нереалистичными ожиданиями, и открыть глаза на то, что происходит в реальности. Родительское состояние очень отражается на ребенке. Зачастую такие недопонимания приводят к тому, что ребенок показывает – или в своем поведении, или в физиологических реакциях то, что он тоже страдает. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на динамику взаимоотношений друг с другом. Что касается самого ребенка, родители только учатся понимать его сигналы. Очень важно понимать, что дети в возрасте, когда они только родились, от нуля до года, они демонстрируют удовольствие, неудовольствие - телом.

Раньше было принято пеленать детей, притом очень плотно. Считалось, что чем плотнее, тем лучше. Конечно, если ребенок находится в таком положении, то он не может сигнализировать о комфорте или дискомфорте, он может только плакать. Улыбка в этом периоде еще не сформирована. Сейчас, конечно, педиатры говорят о другом. Психологи тоже считают, что тело ребенка является таким важным сигнальным инструментом. Если мы видим, что ребенок расслаблен, его движения ритмичны, это может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя комфортно, ему хорошо. Если же мы наблюдаем какие-то отбрыкивания, подергивания конечностями, то это свидетельствует о том, что с ребенком что-то не так, притом не обязательно физически. У детей даже такого раннего возраста уже есть чувства, есть эмоции. Для многих родителей это сюрприз. Поэтому психологу всегда важно проговаривать, на что нужно обращать внимание для того, чтобы ребенка понимать.

Когда родитель ухаживает за ребенком, конечно, большинство взаимодействий в этом возрасте строится вокруг каких-то физиологических потребностей: кормление, переодевание. Очень важно вести это взаимодействие таким образом, как будто это диалог. Понятно, что ребенок не может ответить родителю. Но необходимо делать паузу для того, чтобы дать ребенку время. Родителю очень важно привыкать к тому, что он имеет дело с равноправным участником взаимодействия, и что действия должны не совершаться над ребенком, а они должны совершаться для ребенка и вместе с ним. Тогда у родителя также больше шансов увидеть отклик, увидеть какой-то сигнал и способствовать лучшему развитию своего малыша.

Это что касается периода от нуля до года. С двух до трех дети, как правило, начинают вести себя очень активно, начинают шалить, брать разные предметы. Родители очень часто приходят к психологу со словами: мой ребенок гиперактивен. Это, мне кажется, сейчас такая модная тенденция, модное слово, с которого очень часто начинают общение со специалистом. Конечно, в бытовом смысле это означает не совсем то, что в клиническом. Дело в том, что гиперактивность - это неврологическое состояние, которое может увидеть психолог, в дальнейшем направить к неврологу, к психиатру, и советовать родителям, как корректировать это поведенчески и в том числе медикаментозно. Однако здесь очень важно помнить, что ребенок в норме должен быть активным. Активность – это способ исследования окружающей среды. Если ребенок будет пассивно сидеть, то, скорее всего, его развитие остановится. Поэтому ему просто необходимо преобразовывать среду вокруг себя для того чтобы познавать, учиться. Многие родители ориентируются по себе – если им не нужно бегать, то они думают, что и ребенок тоже должен спокойно сидеть. Он же может слушать. Конечно, может! Но важно понимать, что психические процессы и особенности ребенка в этом возрасте очень сильно отличаются от родительских.

Функция психолога состоит в том, чтобы объяснить, какие есть нормативы, какие есть возрастные ожидания в этом периоде, для того, чтобы родитель мог максимально правильно понимать: то, что происходит с его ребенком, еще укладывается в рамки нормы или уже стоит обращать внимание, и может быть, обращаться к специалистам. Очень важно также отметить, что эта активность, физическая активность в данном случае, является важным фактором, который воздействует на развитие мышления. Дети в период с двух до трех, преобразовывая среду вокруг себя, понимают отношения между предметами. Например, чтобы понять, что вещи находятся в ящике, их необходимо достать из ящика. Это может очень сильно надоедать родителям, им может хотеться все закрыть, убрать все от ребенка таким образом, чтобы он не имел доступа. Конечно, более правильно – создать такую среду, чтобы ребенок в безопасности мог исследовать все вокруг себя и развивать мышление таким образом.

Дата публикации: 26.02.16

Остались вопросы?

Записаться на прием Перезвоните мне
Записаться на прием

Спасибо!

Ваша заявка на обратный звонок успешно отправлена.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00

Обратный звонок

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием. Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00.

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Запись на прием

Вы можете записаться на прием, позвонив по телефону +7 (812) 600-77-77 или заполните форму ниже.

Оператор колл-центра перезвонит Вам для уточнения деталей и подтверждения записи на прием.
Пожалуйста, будьте готовы ответить на звонок.
Рабочее время колл-центра: ПН–СБ: 08:00–22:00; ВС: 09:00–19:00.