Самооценка ребенка в подростковом возрасте

Какие изменения происходят в психологии подростка, на что стоит обратить внимание родителям в этот период, как не сформировать ложную самооценку ребенка, рассказывает Марина Андреевна Жукова, психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей.

Жукова Марина Андреевна Психолог


В подростковом возрасте самооценка претерпевает ряд изменений. Нормой считается изменчивость и хрупкость самооценки. То есть, если подросток выглядит очень уверенным в себе, скорее всего, это защитный механизм и попытка взять ту идентичность, которая предложена уже в готовом виде. Чаще всего подростки, которые чувствуют наибольшую тревогу по поводу самоопределения, присоединяются к разным движениям, каким-то субкультурам для того, чтобы сразу понимать ответ на вопрос «кто я» и «какой я». Если это, допустим, человек-отличник, и в классе он имеет высокий социальный статус в связи с собственным интеллектом, то человек может себя таковым и считать, но при этом он может считать себя не очень популярным. Потому что с ним обычно общаются по каким-то академическим вопросам, однако никто его не приглашает в неформальные компании. В таком случае, очень важно иметь некое третье место помимо дома и школы, где была бы возможность попробовать себя в новой социальной роли. Потому что чем больше социальных ролей подросток примерит на себя, тем более истинной будет его идентичность.

Еще важно отметить, что в этот период подростки очень негативно реагируют на любые готовые решения, которые им предлагаются родителями, учителями, более старшими сверстниками. Важно попробовать все через собственный опыт. Все – в данном случае не имеются в виду какие-то маргинальные вещи. Ответить себе на вопрос «чего я хочу в жизни и кто я», попробовав это на себе. Потому что любые советы, которые даются в такой директивной манере, они воспринимаются очень-очень негативно. Это нормально. Только если человек пойдет по своему пути, пытаясь ответить на эти вопросы, тогда идентичность будет сформирована гармонично, а это залог как раз таки здоровой адекватной самооценки.

Когда мы обсуждаем вопрос самооценки, очень важно понимать, что задача родителя – воспитать не ребенка с очень высокой самооценкой, а задача родителя – максимально приблизить самооценку к реальности. Давайте рассмотрим две крайние ситуации. Допустим, родитель поощряет абсолютно все, что делает его ребенок, таким образом, воспитывая культ уникальности. То есть, любые результаты деятельности, любые проявления – это все самое лучшее, ты молодец. С одной стороны, это здорово, потому что родитель таким образом обеспечивает поддержку, но в какой-то период родитель может передавить и дать некое ложное убеждение во всесильности. Особенно, если ребенок начинает сталкиваться с реальностью, в которой выясняется, что не так уж он и хорош. Получается, что тогда родитель способствует формированию ложной самооценки. У ребенка будут формироваться завышенные ожидания от самого себя, от этого мира, а реальность все равно будет его сталкивать с той суровостью, которая есть. Получается, что завышенная самооценка – это нехорошо.

Почему плоха заниженная самооценка, наверное, довольно очевидно, но как она формируется очевидно не всем. Дело в том, что люди с заниженной самооценкой – это недолюбленные люди, если мы говорим про человека из такой достаточно хорошей семьи, где было все благополучно. Низкая самооценка может сформироваться, если родитель ставил некие условия, почему мы тебя любим. У каждого родителя свои критерии: за хорошие оценки, за то, что ты послушный. Но сама идея введения этого критерия за любовь, она ведет к тому, что самооценка становится не внутренней, а она как бы очень обусловлена всеми внешними факторами. Это так называемый внешний локус контроля. Человек не на себя ориентируется, не на свои ощущения, а на то, что родители от него ожидают, что от него ожидает начальник, общество и так далее. И тогда самооценка будет шаткой, и, скорее всего, она будет низкой, потому что нельзя всегда и во всем быть идеальным. Поэтому понятно, почему завышенная самооценка – это достаточно критично, и почему заниженная точно также. Задача родителя это формировать ту самую адекватную самооценку, которая будет вести к гармонии в принятии себя.

Дата публикации: 30.03.17