Самооценка ребенка от рождения до семи лет

Когда у ребенка начинает формироваться самооценка, этапы ее развития, как родителям найти общий язык с малышом, рассказывает Марина Андреевна Жукова, психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей.

Жукова Марина Андреевна Психолог


Здравствуйте. Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей. Сегодня мне хотелось бы поговорить о самооценке и ее развитии на разных этапах формирования ребенка.

Прежде чем начать разговор, необходимо определить, что такое самооценка. Вообще, в широком плане существует очень много определений, если очень упростить, то это система отношений человека к самому себе в субъективно значимых областях. То есть входить в понятие самооценки будут только те области, которые важны для самого человека.

Самооценка начинает формироваться с первых дней жизни. Кажется, что в подростковом возрасте она появляется, но на самом деле нет. Все начинается с самого рождения. Ребенок, появившись на свет, начинает посылать сигналы родителям с помощью определенных систем. Ребенок может плакать, может выражать удовольствие и неудовольствие, ребенок ощущает себя через физические ощущения. Если родитель достаточно чутко реагирует на все эти сигналы, то у ребенка формируется представление о собственной компетентности. Он своими сигналами может сделать так, чтобы родитель вмешался и удовлетворил его потребности в еде, воде и так далее. Получается, что основа адекватной самооценки у малыша – это чуткий родитель. Если родитель отзывчивый, значит ребенок чувствует себя компетентным, и понимает, что он контролирует все, что с ним происходит.

По мере того как малыш вырастает и начинает ходить – у всех свой темп, но ориентировочно, где-то в районе 12 месяцев все детки начинают это делать – начинается совершенно иной этап формирования самооценки, когда ребенку нужно активно преобразовывать мир вокруг себя. Задача родителя – создать такие условия, в которых ребенок мог бы безопасно это делать. Потому что ограничение активности, это, по сути, ограничение возможности для ребенка почувствовать себя той самой самостоятельной компетентной личностью, которая может привнести что-то в этот мир. Ребенку нужно крушить и ломать, но таким образом, чтобы это было безопасно. Потому что для малыша это важно, чтобы почувствовать себя вот тем самым независимым человеком.

Конечно же, в возрасте года ребенок может уже физически отделяться от родителя, что тоже очень важно. И нужно допускать это, не стараться удерживать ребенка у себя. Если он сформировал то самое базовое доверие к миру и представление о том, что весь мир безопасен через чуткого и отзывчивого родителя на ранних этапах, то этот процесс, процесс отделения, он пройдет благополучно.

Следующий этап развития самооценки, который мы можем обозначить – дошкольный период (с 3 до 7 лет). 3 года это самый любимый психологами возраст, называемый кризис 3-х лет. Про него уже много сказано, в том числе и мной в предыдущих видео, но кратко напомню, о чем идет речь. Вообще, кризис в психологии – это что-то хорошее. Для родителей это тяжело, для ребенка это хорошо, потому что кризис это просто переломный момент. Это какая-то новая точка в развитии. Чем ярче кризис проходит, тем полнее, тем более зрелое то новообразование, которое у ребенка появляется. Кризис 3-х лет это кризис самостоятельности и независимости. Малыш уже не считает себя малышом к этому моменту, он начинает говорить 2 самых ключевых слова. Первое слово это «нет», второе «я сам». В контексте самооценки для нас важнее второе слово, потому что стремление к самостоятельности ребенка очень важно поощрить. Несмотря на то, что ребенок может стремиться к каким-то вещам совершенно иррациональным, которые родителю кажутся неважными, например, понести тяжелые пакеты из магазина, или завязывать самостоятельно шнурки, при том, что на это может уходить несколько часов, родителю очень важно терпеливо к этому подойти. Потому что для ребенка следующий этап – ощущения собственной компетентности. Как в год ребенку нужно было все преобразовывать, просто чтобы чувствовать, что он что-то может изменить в этом мире, точно также в 3 года ребенок должен сам понимать, что он может обслуживать свои потребности. Чем больше самостоятельности в этот период, тем лучше. Потому что у ребенка будет мотивация к достижению, у ребенка будет ощущение компетентности по результату выполненной деятельности. Ему уже недостаточно будет, если родитель просто скажет – ты самый лучший, ты самый хороший. Поэтому чем больше самостоятельности в этот период, тем лучше.

Давайте в качестве завершающего периода, обсудим возраст 7 лет, когда ребенок поступает школу. Потому что в этом возрасте может наступить кризис самооценки. Связано это с тем, что дети воспринимают внешнюю оценку учителя не просто как оценку своей деятельности, а как оценку личности. Очень интересные исследования по социометрии в начальных классах показывают, что дети считают лидерами отличников. Если их поспрашивать, а к кому бы ты обратился за помощью, кого бы ты в первую очередь пригласил на день рождения и так далее – дети чаще всего в первой пятерке называют отличников. Потому что они доверяют мнению учителя. Если учитель ставит пятерку, значит он знает, что это человек хороший не только в математике, но и во всех жизненных областях. И вот эта сверхгенерализация, она очень типичная для младших школьников. Поэтому родителю очень важно чувствительно на это реагировать. Не давать ребенку идею, что мы тебя любим за пятерки. А мы тебя любим в любом случае, и если у тебя не получилось получить пятерку, то мы тебе всячески поможем. Потому что ребенок и так страдает от вот этого социального позиционирования, сравнения себя с другими детьми. А если еще и родитель поднадавит дополнительно, дав понять, что оценка это и есть оценка тебя как личности, то у ребенка может возникнуть серьезный кризис. Поэтому нужно очень чувствительно на это реагировать и не только в младшей школе, всегда.

Стремиться давать ребенку безусловную любовь для того, чтобы он чувствовал, что его личность в безопасности. А все те успехи и неуспехи, которые могут его встретить, они просто будут интегрироваться и формировать адекватную самооценку. Потому что завышенная и заниженная самооценка – это нехорошо. Секрет гармонии состоит в адекватности самооценки тем способностям, которые есть у ребенка.

Дата публикации: 22.02.17