Психолог для подростка

Как правильно общаться с подростками в период с 12-17 лет, какие особенности поведения и ориентиры свойственны этому возрасту, ролевая идентификация и межличностные отношения у подростков - об этом в интервью рассказывает психолог Марина Андреевна Жукова.

Жукова Марина Андреевна Психолог



Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я являюсь клиническим психологом, специалистом в области детско-родительских отношений. Сегодня мне хотелось бы поговорить о таком важном периоде в жизни подростка с 12 до 17 лет. На этот период приходится достаточное количество обращений, хотя, наверное, не так много, как стоило бы.

Почему я обозначаю этот период так широко?! Есть очень много разных периодизаций, которые говорят каждая о своем. Периодизации, в основном, были разработаны в советском периоде, и тогда подростковый возраст начинался уж точно не с 12, а ближе годам к 14. Нужно учитывать, что мир меняется, идут процессы акселерации. И то, что было справедливо для поколения 60-х годов уже сейчас совершенно не так. Дети действительно объективно взрослеют раньше. Мне кажется, что такой более широкий диапазон, который я предлагаю с 12 до 17, он более удачен с той точки зрения, что в нем заложен индивидуальный подход. Если мы считаем, что ребенок становится подростком только к 13, а родитель видит, что его чадо имеет какие-то сложности в возрасте 12 лет, то велик соблазн сказать, что нет, ребенок еще не дорос, и настоящие сложности начнутся только через год. Лучше, конечно, обращать внимание на индивидуальную динамику, и какой-то кризисный период может наступить в любой момент. Мне кажется, что 12 лет – хороший старт для того, чтобы начать обращать внимание на то, что с ребенком происходит. Что же это могут быть за сложности?!

Давайте, наверное, рассмотрим с точки зрения полуролевой идентификации. С 12 до 15 лет и девушки, и молодые люди, скорее всего, ориентируются на своих сверстников своего же пола и пытаются понять свою принадлежность к определенной группе. Для того, чтобы это сделать, необходимо как-то выражать себя. Чаще всего это происходит в какой-то внешней атрибутике. Это определенные стрижки, определенный стиль. Например, люди в системе образования прекрасно это понимают. Для того, чтобы не провоцировать ребят на какие-то яркие самовыражения, в школе вводится школьная форма. Есть ряд причин, по которым она необходима. Но она, с одной стороны, может способствовать тому, что человек за пределами школы будет прибегать к каким-то крайним вариантам самовыражения. Но в то же время она может действительно уравнивать и делать вот эти вот различия не такими яркими. То есть, условно, находясь в школе мы все одинаковы. Это также осложняет процесс самореализации и также осложняет процесс понимания, кем человек является, и тогда нужно искать другие пути для выражения себя. Очень удачно, если помимо школы у подростка есть еще какое-то место, где он может почувствовать себя нужным, значимым. Если, например, подросток посещает какой-то кружок, какое-то место, где его успехи могут компенсировать его сложности в школе. Сложности в школе наступают неизбежно – будь то академическая успеваемость или взаимоотношения со сверстниками. В подростковый период всегда происходит перестройка.

Молодежь действительно имеет большие сложности с тем, чтобы каким-то образом продолжать то, что было заложено ранее, может быть, какие-то отношения, которые в детстве казались очень хорошей дружбой, отношениями на всю жизнь, они, естественно, претерпевают изменения, и родители очень часто задают вопрос, почему же ты не общаешься с той девочкой. Вы же с ней дружили в 5-ом классе. А для подростка это совершенно иной человек. Подросток и себя чувствует совершенно иначе. Он уже не может общаться с теми людьми. Это тоже очень важно понимать. Помимо межличностных взаимоотношений, основной ориентир, основная фокус-группа с 12 до 15 лет – это ребята своего же пола. Девочки пытаются выглядеть таким образом, чтобы показаться взрослее, чтобы показаться, возможно, опытнее на фоне своих сверстниц. Ребятам, мальчикам, как правило, в этом возрасте это еще не очень интересно, но у них также идет своя динамика, своя борьба за власть и авторитет.

Только после 15 лет (это очень условное разделение) ребята начинают уже обращать внимание друг на друга. Начинаются какие-то уже межличностные интимные отношения. Тогда, наверное, каждый родитель сталкивается с тем, чтобы ребенку дать какой-то совет, ребенка нужно наставить на путь истинный, сказать, как это должно быть, возможно, из личного опыта, возможно, ориентируясь на какие-то собственные моральные ценности. Советы эти воспринимаются в штыки, и это естественно. Для того, чтобы осознать, по какому пути идти, любому человеку нужно время. Подростку особенно тяжело воспринимать что-то от родителей, потому что он объективно от них зависит. Когда молодой человек или девушка в возрасте лет 15 приходит к родителю, очень нужно ценить вот это вот обращение и стараться не задавить собственным авторитетом какие-то зарождающиеся росточки собственного мнения, собственных ценностей. Самое лучшее – это просто выслушать и, возможно, не дать совет, а просто дать понять, что в любом случае ребенок ценен, ребенок важен. Путем вот этого активного слушания, которое является психологической техникой, родитель помогает ребенку лучше узнать самого себя, при этом не навязывая собственных ценностей.

Кратко хотела бы сказать о возрасте с 15 до 17 лет. Может быть, ближе годам к 17 становится актуальным вопрос профессионального самоопределения. Выбор университета, выбор будущей профессии. Большинство подростков сталкиваются с большим давлением как со стороны школы, так и со стороны родителей. Создается ложное впечатление, что необходимо принять окончательное решение раз и на всю жизнь, решив, кем он станет. Конечно, в возрасте 17 лет невозможно понять, кем ты хочешь быть всю жизнь. Мне кажется, очень важно донести это до ребенка. Что это решение важное, но оно не бесповоротное. Оно не обязательно окончательное, оно не фатальное. Во многих культурах в этом возрасте предлагают так называемый социальный мораторий. Когда от молодого человека или девушки не ожидают каких-то решений, а дают год для того, чтобы узнать себя лучше. Чтобы попутешествовать, побыть волонтером в какой-то экзотической стране, съездить по обмену, подучить языки. То есть, заняться чем-то, что способствует лучшему узнаванию самого себя. Несмотря на то, что в нашей культуре это не так принято, все равно мы можем создать такие условия для подростка, в которых он будут чувствовать возможность реализовать себя в разных амплуа, в разных ипостасях. Будет понимать, что вот это решение, которое он принимает, оно бесспорно важное, но не бесповоротное.

Дата публикации: 02.03.16