Программы абилитации

Чем раньше, тем эффективнее. После рождения малыша у его родных появляется множество вопросов, связанных с его здоровьем и благополучием. Ответы на них не всегда дает ваш предыдущий опыт и опыт ваших родных и друзей.

С самого рождения дети отличаются друг от друга не меньше, чем взрослые. Однако вопросы, которые возникают у родителей, очень схожи между собой:

  • Как развивается мой малыш, что он видит, что слышит и понимает ли, что я ему говорю?
  • Почему соседский ребенок спокойный, а моего не удержать на месте?
  • Моему малышу уже год, а он все еще не разговаривает.
  • Что я могу сделать, чтобы мой ребенок успешно развивался?
  • Почему ребенок засыпает только в кровати родителей?
  • Наш ребенок изводит нас истериками! Нужно ли его наказывать?
  • Наш ребенок совсем не играет с другими детьми.
  • Ребенок совсем меня не слушается.
  • Пора ли нам отдавать ребенка в садик или достаточно ходить на - развивающие занятия?
  • Ребенок отказывается пользоваться горшком.
  • Взгляды на воспитания ребенка в семье не совпадают. Что делать?

Самый важный вопрос, ответ на который хотят знать родители: «Как отличить возрастные и личностные особенности ребенка от реальных нарушений в развитии?»

Зачастую родителям самостоятельно не найти ответов на эти и многие другие вопросы. Однако в этом могут помочь специалисты службы абилитации клиники «Скандинавия» – педиатр, логопед, психолог.

Чем раньше оказана помощь, тем она эффективнее – такова идея программ абилитации (раннего вмешательства). Современные научные исследования показывают критическое значение первых трех лет жизни в развитии ребенка, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга.

Специалисты-абилитологи помогают семье создать оптимальные условия для развития ребенка на основе следующих принципов.

Формирование близких отношений. Постоянство эмоционально близких отношений в семье позволяет ребенку самостоятельно войти в мир. Без таких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие невозможно.

Раннее выявление нарушений и отставаний в развитии позволяет обеспечить своевременную помощь и предотвратить появление вторичных осложнений. Например, ранняя диагностика нарушений слуха обеспечивает ребенку возможность овладеть речью, не упуская критический период.

Акцент на коммуникацию.

Ребенок развивается в эмоциональных отношениях и в процессе коммуникации. Любой человек нуждается в том, чтобы выразиться и быть услышанным и понятым.

Научная обоснованность и доказательность всех методов, использующихся в программах раннего вмешательства.

Позитивный образ ребенка и родителя. Важно построить такое общение специалиста с ребенком, которое позволяет ребенку почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям – почувствовать себя хорошими родителями.

Развитие через среду и окружение. Все, что окружает ребенка, может либо способствовать его развитию, либо тормозить его. Важно сделать физическое и соци­альное окружение ребенка таким, чтобы оно было наиболее благоприятно для развития.

Уважение к культурным и семейным особенностям. Задача специалистов — не навязать семье «единственно правильный» способ поведения, а совместно с родителями найти гармонично вписывающуюся в их образ жизни программу помощи.

Программы разнообразны и включают работу как с детьми, имеющими серьезные функциональные нарушения, так и с малышами, родители которых жалуются на не­большие трудности. Естественно, интенсивность и продолжительность программ значительно различаются.

Консультативный прием специалистов

Основная задача приема - помочь родителям найти ответы на вопросы о развитии ребенка и его особенностях. Врачи консультируют семьи с детьми в возрасте от рож­дения до 3 лет.

Все начинается с вопросников, которые родители заполняют дома, наблюдая за навыками своего ребенка. Анкеты размещены на сайте клиники. Далее специалисты проводят скрининговую проверку зрения и слуха, дают экспертную оценку игры ребенка, его двигательной активности, эмоционального состояния, взаимодействия ребенка с родителями и специалистами. Результаты наблюдения родителей и оценки врачей сравниваются. Общение со специалистами проходит в неформальной обстановке. В помещении для приема много игрушек, ребенку здесь будет комфортно и интерес­но.

Уже на первом приеме родители могут получить ответы на вопросы, касающиеся следующих проблем: сложности со сном, отуче­ние от соски или груди, приучение к горшку и развитие навыков самообслуживания, детские страхи, чрезмерная осторожность, двигательное беспокойство, сложности с кормлением, проблемы речевого развития, непослушание, агрессивность, истерики, сложности в контакте с другими людьми, готовность к детскому саду, выбор игрушек и игр, обучение ребенка и др.

Особенно важно получить консультацию абилитолога, если были осложнения во время беременности, имели место недоношенность, незрелость к сроку гестации, ВУИ, осложнения в родах и в послеродовом периоде, при наличии врожденных и наследственных заболеваний в семье. Она необходима и при задержках двигательного развития (ребенок не переворачивается, не садится, не ползает, не встает, не ходит, есть проблемы с поддержкой равновесия, не развиваются навыки мелкой моторики, есть риск формирования нарушений осанки и т. п.), задержках в развитии речи, трудностях социально-эмоционального плана (агрессивность, замкнутость, капризность и т.п.).

Если выявлены нарушения

Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями или диагнозами, приводящими к инвалидности, направлены на уменьшение эффекта подобных состо­яний. В программу включаются мероприятия по выявлению проблемы, диагностические процедуры и сами программы вмешательства. Эффективнее всего, если они проводятся в первые годы жизни. Программы строятся так, чтобы отвечать индивидуальным потребностям ребенка и семьи. Основные задачи программ раннего вмешательства – улучшение состояния и повышение уровня развития ребенка, а также поддержка и помощь его семье.