О чем молчит спермограмма

Спермограмма – золотой стандарт андрологического обследования мужчины. Анализ эякулята может дать ответ на многие вопросы, но, увы, хорошие результаты стандартной спермограммы нельзя считать абсолютным показателем репродуктивного здоровья. Это история о тех мужчинах, которые ходят от врача к врачу с проблемой бесплодия, результаты обследований вроде бы в норме, а ребенка зачать не получается. О том, почему так происходит и как помочь таким пациентам, нам рассказал врач хирург-уролог-андролог, к.м.н. Михаил Александрович Лебедев.


19ed55ac81e501f02dd4eded6c165f7839521758cecb7cae334-pimgpsh_fullsize_distr-900x500.jpg

– Михаил Александрович, что можно выявить с помощью стандартной спермограммы и какие отклонения она «не замечает»?

– Спермограмма определяет концентрацию, степень подвижности, жизнеспособность сперматозоидов, их строение и соответствие физиологической норме. Но активность спермия вовсе не означает, что он безупречно выполнит свои функции. Сперматозоид может иметь скрытую аномалию, которую можно выявить только с помощью дополнительного обследования. К таким неявным отклонениям относятся, например, аутоиммунные нарушения, при которых у человека возникает имунная реакция на собственные половые клетки. Вырабатываемые иммунные комплексы могут фиксироваться на головке сперматозоида и прикрывать собой рецепторы, которые опознают местоположение яйцеклетки. Таким образом, антитела превращают сперматозоиды в слепых котят: внешне нормальные спермии с хорошей подвижностью попросту не способны увидеть яйцеклетку, и это приводит к бесплодию. Разобраться с его причиной поможет только MAR-тест – исследование уровня антиспермальных антител. Кроме того, успех зачатия зависит от содержательности той генетической информации, которую сперматозоид несет в своей основной части – головке. Увы, на этом уровне часто случаются сбои, и поэтому беременность либо не наступает, либо заканчивается невынашиванием, либо оборачивается патологиями для ребенка. Связи между внешним видом сперматозоидов и их генетической правильностью нет – и это подтверждают исследования, которые мы проводили в нашей клинике. Морфологически идеальный сперматозоид может оказаться генетически несовершенным, и с помощью одной только спермограммы сделать вывод о таких аномалиях невозможно.

– То есть для этого тоже нужно какое-то дополнительное обследование?

– Здесь к работе уже подключаются генетики – проводится исследование FISH на генетические аномалии. С помощью этого исследования можно статистически просчитать, выходит ли у пациента количество генетически дефектных сперматозоидов за границы нормы. Но даже если генетический код, который несет сперматозоид, в норме, есть другая опасность: цепочка ДНК может иметь разрывы, что также угнетает способность сперматозоида к оплодотворению. Фрагментация ДНК часто связана с агрессивными факторами внешней среды – с наличием свободных радикалов кислорода, которые при определенных условиях начинают «бомбардировать» ДНК. Такое состояние весьма коварно: оно может присутствовать при абсолютно нормальных показателях количества и качества активных сперматозоидов. То есть при всем внешнем благополучии репродуктивного здоровья мужчина все же обладает низким фертильным потенциалом. И это как раз те супружеские пары, которые ходят от доктора к доктору и не могут добиться внятного ответа на вопрос, в чем причина их проблемы. А ответ здесь может дать только анализ на индекс фрагментации ДНК.

– Если уровень фрагментации повышен, это можно как-то исправить?

– Приведу пример из практики: ко мне пришел пациент, который до этого долго и безуспешно пытался лечиться от бесплодия. Выяснилось, что он пожарный, а значит, часто пребывает в условиях избытка углекислого газа и токсичных продуктов горения. Такого рода вредность на работе – прямое показание для анализа фрагментации ДНК. Выявив проблему, мы назначили пациенту препараты, обладающие антиоксидантной активностью, пролечили сопутствующие гормональные нарушения. И вот он уже счастливый папа, причем беременность у супруги наступила естественным путем.

– Допустим, у мужчины выявлены некоторые специфические отклонения и они являются показанием к ЭКО – ему нужно как-то готовиться к этой процедуре?

– Это очень важный вопрос: многие думают, что в рамках программы ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии) подготовку должна проходить только женщина, а от мужчины требуется лишь сдать сперму. Да, конечно, мы как врачи-репродуктологи уже очень многое умеем: мы научились отбирать качественные сперматозоиды, хранить их в замороженном состоянии, соединять их с яйцеклеткой, проводить селекцию эмбрионов. Но чем лучше будет материал, с которым мы работаем, тем выше окажутся шансы на успех. Соответственно, перед ЭКО нужно максимально улучшить показатели спермограммы пациента и уменьшить количество аномальных половых клеток, а для этого человеку необходимо пролечиться от инфекционных и воспалительных заболеваний, избавиться от всех факторов, влияющих на нарушения сперматогенеза, скорректировать образ жизни. В программах ВРТ очень важна слаженная работа урологов, репродуктологов, генетиков, эмбриологов и самих пациентов. Высокие технологии нам в помощь, но только сообща мы сможем добиться результата, к которому так стремимся, – рождения здорового ребенка.

Дата публикации: 08.11.17