Искривление носовой перегородки

Чем опасно искривление носовой перегородки, какие существуют методы диагностики и лечения, - рассказывает оториноларинголог, д.м.н., заслуженный врач РФ, профессор Алексей Васильевич Гайворонский.



Гайворонский Алексей Васильевич, доктор медицинских наук, профессор, отоларинголог.

Пациенты с искривлением перегородки носа обращаются к нам часто. Потому что искривление имеется практически у всех 100% населения. Другое дело, что не все нуждаются в оперативном лечении. Но нередко бывает так, что искривленная перегородка носа влечет за собой массу шлейфовых заболеваний полости носа, которые возникают из-за недостатка носового дыхания. Это и вазомоторные риниты, это вазомоторные гипертрофические риниты, это и хронические синуситы, и частые простудные заболевания, это и пролиферативные процессы в последующем.

Поэтому здесь подход строго индивидуален, и ни в коем случае не может быть каких-то отработанных четких рекомендаций по ведению таких пациентов. Потому что все пациенты, они индивидуальны в своей болезни.

Диагностика подобных заболеваний сводится к элементарным методам исследования, это эндоскопические методы исследования, это инструментальные методы исследования, но с обязательным проведением компьютерной томографии носа и околоносовых пазух. Именно она дает возможность оценить состояние всей этой области и перспективы дальнейшего лечения.

Методы лечения здесь, в основном, хирургические. Потому что никаких других методов лечения здесь придумать невозможно. То, что уже сделано, то, что уже имеется, его можно только исправить.

Иногда, конечно, мы прибегаем к консервативным методам лечения, иногда мы прибегаем к всевозможным ухищрениям для того, чтобы обойти искривление, но воздействовать на другие органы в полости носа, ну, в частности, на нижние носовые раковины, на средние носовые раковины. Но это не всегда удается для доктора, не всегда это полезно для пациента, и нередко это приводит, все-таки, к рецидивам. Если взять человека до операции, и взять человека после операции, то это две совершенно разные личности.

В дооперационном периоде, как правило, пациенты всегда угрюмые, с головными болями, с акцентом на то, что у них есть стекание по задней стенке глотки, или наоборот, выделение слизи наружу. Они не могут сосредоточиться, они рассеяны, невнимательны, многих это просто лишает даже работы.

В послеоперационном периоде, как правило, исчезают головные боли, восстанавливается дыхание, восстанавливается оксигенация организма. Пациенты убирают свой лишний вес, он самостоятельно уходит, потому что кислород его просто сжигает, который поступает в организм.

Конечно, пациенты чувствуют себя совершенно по-другому когда у них возникают простудные заболевания. Как известно, от простуды у нас не застрахован ни царь, ни герой, ни трижды герой мира. Но, тем не менее, когда пациент прооперирован и у него свободное носовое дыхание, то естественно, он чувствует себя совершенно по-другому, и выздоравливает, и реже болеет и значительно реже обращается к врачам даже за такой банальной помощью. Я могу сказать только одно, что всегда, когда мы планируем оперативное вмешательство, то мы рассчитываем на положительный эффект.

И если на этот положительный эффект, на эту положительную волну настроен не только доктор, но и пациент, то тогда мы получаем двойной положительный эффект и ни капельки меньше.

Дата публикации: 02.08.16