Прием (консультация) логопеда первичный ***

Логопедия – наука, которая занимается изучением расстройств речи. Это педагогическое направление тесно связано с физиологией высшей нервной деятельности, психологией и другими дисциплинами. Именно такой комплексный подход обеспечивает успех терапии. Например, если дефекты речи обусловлены повреждениями мозга, в лечении применяются не только логопедические занятия, но и лекарственные препараты.

В каких случаях нужна диагностика детей логопедом

Некоторые считают, что раньше 5 лет логопед ребенку вообще не нужен, но это мнение ошибочно. Родители должны внимательно следить за развитием речевой функции своего чада, и если в этом развитии наблюдаются задержки, визит к логопеду необходим, причем лучше всего начать занятия не позже, чем в 2,5 года. Для каждого возраста существуют свои критерии оценки речевого развития.

Логопед для ребенка 3 лет нужен, если:

  • имеются проблемы с функционированием артикулярного аппарата;
  • ребенок понимает, что ему говорят, но постоянно молчит;
  • ребенок пропускает или заменяет другими звуки К, Г, Х, В.

Логопед для ребенка 5 лет нужен, если:

  • речь ребенка нечеткая, невнятная;
  • ребенок смягчает звуки С, З, Ч, Ш («сямолет», «зяйка», «кистотька», «щарик»);
  • ребенок не выговаривает или неправильно произносит звуки Л, Ль, Р, Рь («ыба», «йампочка», «обот» и т.д.);
  • связная речь не сформирована.

Также необходимо проконсультироваться с логопедом, если словарный запас ребенка 5 лет и старше очень маленький, а вместо слов используются звукоподражания, и если он не умеет строить фразы и согласовывать слова.

Обязательна диагностика детей логопедом перед началом обучения в школе. Дело в том, что незамеченные ранее дефекты речи могут отразиться и на письме. Предотвратить это можно, вовремя выявив проблему и проведя коррекцию недостатка.

В ходе диагностики детей логопедом могут быть выявлены следующие отклонения от нормы:

  • дислалия (неправильное произношение некоторых звуков, например, картавое «р», шепелявое «с»);
  • дизартрия (нарушения речи, вызванные недостаточной иннервацией);
  • ринолалия («носовое» звучание голоса, обусловленное дефектами носовой полости и перегородки);
  • заикание;
  • полная или частичная потеря голоса;
  • ускоренная или замедленная речь, спотыкание;
  • алалия (отсутствие речи в связи с поражением мозга);
  • мутизм (отсутствие речи вследствие психической травмы);
  • задержка речевого развития.

Кроме того, логопедия также занимается коррекцией таких расстройств, как дисграфия (нарушение письма, несвязанное с неграмотностью) и дислексия (нарушение чтения при его хорошей технике).

Куда обратиться за помощью

При речевых расстройствах у дошкольников выбор специалиста и медицинского учреждения зависит от возраста ребенка и тяжести дефекта. Если, например, требуется логопед для ребенка 5 лет, страдающего дизартрией, то не исключено, что лучшим вариантом будет отдать его в специализированный детский сад или определить в речевую группу в обычном дошкольном образовательном учреждении. Также существуют логопедические ясли и школы. Иногда, в особо трудных случаях, требуется комплексное лечение, которое проводится в стационарах.

Как проводится диагностика детей логопедом

Первым делом логопед собирает анамнез, расспрашивая родителей ребенка об условиях воспитания, особенностях физического и психического развития, а также о наличие в семье людей с дефектами речи. Немаловажно и то, как протекала беременность, и как проходили роды. В дальнейшем это позволит выяснить причины проявления речевого расстройства, среди которых могут быть:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • травмы головы;
  • воспаление мозга (менингит, менингоэнцефалит);
  • снижение слуха из-за не долеченных заболеваний уха или приема определенных лекарств;
  • аномалии в строении челюстей и зубов;
  • дефекты речи у окружающих ребенка людей;
  • аномалии в строении языка, мягкого и твердого неба, губ.

Затем логопед переходит к обследованию ребенка. Как правило, оно проводится в игровой форме, с использованием специально подобранных картинок и предметов, которые нужно назвать. В названия входят звуки, подлежащие проверке. Также исследуется словарный запас, темп речи, ее грамматический строй. Для этого ребенку предлагается пересказать своими словами услышанную историю.

Очевидно, что логопед для ребенка 3 лет (и даже старше) прежде всего – незнакомый человек, поэтому специалисту необходимо быть тонким психологом, чтобы расположить маленького пациента к себе, завладеть его вниманием, настроить на совместную игру.

Как известно, дети младшего возраста не отличаются усидчивостью, поэтому во время занятий должны быть предусмотрены небольшие разминки. Также выполняются артикуляторные и дыхательные упражнения, гимнастика губ и языка.

Логопед не только работает с ребенком, но и с родителями. От правильного поведения близких во многом зависит результат занятий, кроме того, некоторые речевые игры папы и мамы могут применять и дома, следуя рекомендациям специалиста.

Логопед для ребенка 5 лет может оказаться одним из самых важных специалистов в жизни. Если в этом возрасте есть дефекты произношения звуков, это означает, что речедвигательный или речеслуховой анализатор функционируют неправильно. Также нельзя терять время, если ребенок начал заикаться. Чем раньше будет начата работа с речевыми расстройствами, тем больше шансов, что в будущем ваш ребенок не будет испытывать затруднений в учебе, работе и общении. После 5-6 лет ситуация может усугубиться так называемыми вторичными психологическими наслоениями из-за насмешек со стороны сверстников или замечаний взрослых, и помочь ему будет сложнее, даже если за дело возьмется высокопрофессиональный логопед. Для ребенка 3 лет преодоление нарушений речи является более легкой задачей, поскольку в младшем возрасте мозг отличается функциональной подвижностью, а недостатки произношения еще не успели укорениться.

Помните, что нарушение речи неизбежно оказывает негативное влияние на психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Возможность нормально общаться открывает малышу путь к познанию окружающего мира.

Мамам и папам не стоит игнорировать проблему и откладывать визит к специалисту еще и потому, что когда ребенок вырастет, он осознает, что был лишен возможности преодолеть речевое расстройство, и может затаить обиду на родителей на всю жизнь.

В центре детского развития и реабилитации клиники «Скандинавия» применяются специальные пособия и методики, доказавшие свою эффективность в решении проблем с речью. Занятия для детей разного возраста проводятся в группах. Специалисты клиники готовы помочь при таких отклонениях, как задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, дисграфия. Записаться на консультацию вы можете по телефону 600-77-77, или оставив сообщение на сайте.

Информация для пациентов:



Отделения, предоставляющие услуги по направлению