Самый важный возраст

Чем раньше выявляются проблемы в развитии ребенка, тем быстрее и легче их можно исправить – без лекарств, часто лишь за счет изменения условий среды, в которой растет малыш, построения оптимальных отношений внутри семьи. Таков принцип работы абилитологов - специалистов по детскому развитию и реабилитации.

Возраст от рождения до семи лет, а особенно – первые два-три года, – очень важный этап в жизни любого человека. То, что упущено в этот период, наверстать потом очень трудно или просто невозможно. Именно в этом возрасте определяется, будет ли ребенок счастливым и успешным в дальнейшей жизни. Поэтому для родителей так важно не совершить ошибок и не упустить первые признаки нарушений развития, чтобы вовремя их скорректировать. Помочь в этом смогут специалисты Центра детского развития и реабилитации, который открылся в Василеостровском отделении клиники «Скандинавия».

Абилитология – наука на грани медицины и педагогики. Она зародилась четверть века назад под влиянием открытий в области нейрофизиологии и психологии. Одно из таких открытий – обнаружение в мозгу новорожденного нейронов, ожидающих стимуляции. Это означает, что такие нейроны будут работать только при наличии побуждения извне. А на основе их работы у ребенка будут формироваться определенные навыки и умения. Если же внешний стимул отсутствует, нейроны работать не будут и со временем вовсе утратят эту способность.

Простой пример: новорожденный появляется на свет с патологией слуха. Если нейроны, отвечающие за слух, останутся без стимуляции, они «разучатся» работать. После трех лет восстановить деятельность нейронов и, соответственно, слуховых анализаторов будет уже невозможно. Следовательно, время, отпущенное на реабилитацию, на возвращение ребенку возможности слышать звуки, ограничено. Ожидающие стимуляции нейроны также принимают участие в развитии зрения, в развитии движений и даже в развитии эмоций.

Мозг ребенка необыкновенно пластичен, в него заложены огромные возможности, именно поэтому специалисты Центра используют в своей работе различные техники и методики, помогая раскрыть потенциал маленького ребенка.

Подробнее рассказать о том, как работают с детьми специалисты-абилитологи мы попросили Марину Емец. Марина Михайловна окончила РГПУ им. Герцена, а также магистерский курс Ersta Skondal University College в Стокгольме. Опыт работы по специальности – более 15 лет. Более пяти лет она являлась руководителем клинической службы Института раннего вмешательства. Автор более 30 научных публикаций.

– Ваш центр такой уютный. Он совсем не напоминает медицинское учреждение…

– Действительно, мы постарались создать здесь комфортную атмосферу. Одна из задач центра – научить маленького ребенка вниманию, внутренней концентрации. Цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы не отвлекать ребенка от этой цели – используются спокойные пастельные тона, от которых не устают глаза.

– С какими проблемами родители могут обратиться в Центр детского развития и реабилитации?

– Мы ждем всех родителей, которые заинтересованы в развитии своих детей. И совсем не обязательно это дети, у которых уже выявлены определенные отклонения, задержки в развитии. Например, многих волнует вопрос, как отнять ребенка от груди. Нередко поступают следующим образом: мама на пару дней уезжает, исчезает из дома. Но это может сильно подорвать доверие малыша к маме, лишить его чувства стабильности. Формируется негативная ситуация. В нашем центре родителям объясняют, как этого избежать. Другая проблема, с которой сталкиваются многие родители: как приучить ребенка к горшку? Конечно, мы оказываем помощь детям, перенесшим родовые травмы, родившимся недоношенными, с малым весом, с такими диагнозами, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др.

– Каковы показания для обращения к специалистам по детскому развитию? Как вовремя заметить, что у ребенка есть какие-то проблемы?

– Например, ребенок в определенном возрасте не умеет сидеть, стоять или часто и беспричинно плачет, капризничает… Однако многие проблемы родителям заметить бывает довольно сложно. Поэтому для диагностики мы  используем шкалы возрастного развития. В идеале оценивать по такой системе нужно всех детей раннего возраста. Эти шкалы включают перечень умений, которые нужно проверить у ребенка. Анкета содержит несколько сотен вопросов, на которые должны ответить сами родители – главные эксперты по развитию своих детей. Затем эти данные обрабатывает компьютер, который выявит, нет ли у ребенка каких-либо нарушений, отклонений от нормы. Процедура основана на сравнении результатов с нормативными данными, собранными при исследовании очень большой группы здоровых детей, и дает представление о двигательном, эмоциональном, познавательном развитии ребенка.

Задача такой диагностики –выявить минимальные отклонения как можно раньше. Не в три года и тем более не в пять перед школой. И если параметров, по которым ребенок отстает, достаточно много и отставание сильное, это сигнал: необходимо обратиться к специалистам для постановки или уточнения диагноза и для разработки коррекционной программы.

– Какие специалисты работают в центре?

– У нас есть педиатры, узкие детские специалисты, педагоги, логопеды-дефектологи, специалисты по психомоторному развитию, специалисты по ранней детской коммуникации. Все наши доктора прошли обучение в странах, где раннему вмешательству придано государственное значение, – в Норвегии, Финляндии, Швеции и др.

– А неврологи есть в штате?

– Мы помогаем решать проблемы в самой начальной стадии, когда еще не требуется ни вмешательство невролога, ни применение лекарственных средств или массажа. Однако, поскольку Центр детского развития и реабилитации работает в составе Василеостровского отделения клиники «Скандинавия», мы всегда обращаемся за помощью любых узких детских специалистов: неврологов, офтальмологов, оториноларингологов, ортопедов и используем различные методы диагностики, когда это необходимо.

– Лечите словом? Сказками? Играми?

– Да, мы используем много игровых методик. Например, у ребенка есть какие-то страхи, он чего-то боится. Мы предложим ему разыграть эту ситуацию, но в игре не малыш будет чего-то бояться, а плюшевый зайка или мишка. Игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.

Используем и песочную терапию как на индивидуальных, так и в групповых занятиях. В основе песочной терапии лежит учение о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Сегодня песочную терапию используют в своей практике многие психологи и психотерапевты, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания. Этот метод хорошо помогает детям, пока еще не чувствующим себя непринужденно в мире слов. А создание песочных композиций – в отличие, например, от рисунка – не требует каких-то особых умений.

Помимо этого есть и специальное оборудование, которое помогает научиться сидеть и ходить тем детям, у которых есть с этим сложности. Недавно мы приобрели специальное кресло, которое формирует у детей умение правильно сидеть. Есть аналогичная система, которая учит правильно стоять.

– Как быстро наступает эффект от занятий?

– Все зависит от проблемы, которую надо решить. Иногда достаточно одной консультации, иногда дети приходят в наш Центр один-два раза в неделю в течение года. Главное – это поддержка и участие родителей. Ведь иногда изменить нужно родителей, а не ребенка.

– В России часто можно наблюдать, как рассерженная мама шлепает малыша по попе…

– И почему-то такой принцип обращения с ребенком у нас довольно распространен. Хотя если перенести такие отношения на пару «муж и жена», все придут в ужас: «Он ее ударил!». Подобное отношение к детям идет от того, что родители не знают, как справиться с ситуацией, как объяснить словом, показать примером, что хорошо, а что плохо. Ребенок привыкает к такому методу воспитания. Повзрослев, он и сам начинает применять его по отношению к сверстникам или младшим детям. Это шокирует родителей, но они не видят взаимосвязи между шлепком и жестокостью ребенка.

Или, к примеру, ребенку не привили чувства привязанности. Став взрослым, он ищет способ заполнить образовавшуюся пустоту за счет легких связей, иногда наркотиков. Истоки такого поведения нужно искать в раннем детстве.

Сейчас же во многих семьях общение с ребенком и формирование навыков, необходимых в дальнейшей жизни, подменяется ранним обучением – письму, счету, английскому… Хорошо, когда ребенок много знает, но вовсе не это формирует его успешность в дальнейшей жизни.