Первоклассная прививка

Первый раз в первый класс – это сложный этап не только для самого первоклассника, но и для его неокрепшего организма. Новый режим, новый социальный статус и множественные контакты с детьми разных возрастов – все это создает условия для перехода стресса в инфекционные заболевания. Не секрет, что инфекции в школе, да и в любом коллективе, распространяются, как пламя при пожаре. Именно поэтому крайне важную роль играет своевременная вакцинация, о которой мы поговорили с врачом-педиатром клиники «Скандинавия» Мариной Валентиновной Шеиной.


Первый раз в первый класс – это сложный этап не только для самого первоклассника, но и для его неокрепшего организма. Новый режим, новый социальный статус и множественные контакты с детьми разных возрастов – все это создает условия для перехода стресса в инфекционные заболевания. Не секрет, что инфекции в школе, да и в любом коллективе, распространяются, как пламя при пожаре. Именно поэтому крайне важную роль играет своевременная вакцинация, о которой мы поговорили с врачом-педиатром клиники «Скандинавия» Мариной Валентиновной Шеиной.

– Вероника Игоревна, что подразумевают специалисты под адаптацией ребенка к школе?

– Адаптация – это приспособление, привыкание к любым новым условиям.  То есть абсолютно нормальный процесс, знакомый каждому, кто встречался в жизни с чем-то новым. Однако каждому необходимо свое время, чтобы привыкнуть к новой роли, научиться соответствовать новым требованиям.

– Что может усложнить ребенку адаптацию?

– Адаптацию могут усложнить, во-первых, любые дополнительные нововведения: переезд, ремонт, новая няня, новый кружок и т.п. – все это ляжет дополнительным грузом на плечики новоиспеченного первоклассника. Ведь каждое «новшество» потребует от него своего адаптационного процесса. Во-вторых, основной причиной затрудненной адаптации может явиться низкая школьная готовность.

– А как оценить эту школьную  готовность? Готовность зависит от того, что уже умеет ребенок? Или от возраста: чем старше ребенок, тем меньше у него трудностей?

– Многие родители связывают готовность к школе с возрастом ребенка или с тем, чему уже научился малыш: умеет ли он считать, читать, писать. Но в структуре школьной готовности умениям и навыкам отводится далеко не первое место, а хронологический возраст ребенка часто не соответствует психологическому или биологическому. Известный отечественный психолог Л.А. Венгер говорил, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать; быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

– А могут ли родители самостоятельно оценить готовность ребенка к школе?

– Конечно. Если ваш ребенок самостоятелен, сам убирает игрушки, бережно относится к вещам, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может без напряжения заниматься около получаса каким-то делом, требующим усидчивости, а главное, мечтает скорее пойти в школу, чтобы узнать что-то новое, научиться чему-то, найти друзей – можно предположить, что ребенок готов к школе.

– Если родителям кажется, что не все идет гладко, что они могут предпринять, чтобы адаптация к школе прошла безболезненно?

– К сожалению, единых «рецептов» здесь нет. Лучше понять, что может помочь именно вашему ребенку. Одно можно сказать наверняка: помощь будет тем эффективнее, чем раньше она начата. Как минимум  за год до поступления в первый класс необходимо уделить внимание формированию школьной готовности, о которой мы говорили выше. Также будущему первокласснику поможет:

знакомство с учебным процессом: в последнее время большинство учителей и родителей считают обязательным перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Конечно, курсы – неплохо,  но можно это сделать и дома в игровой форме: пусть мама, например, сыграет роль учительницы, а папа – соседа по парте, можно поиграть в школу с приятелями ребенка;

– знакомство с будущей школой: пройдите с ребенком по зданию, чтобы ребенок заранее узнал, где находятся туалет, спортивный зал, столовая, медицинский кабинет и др.;

– знакомство с кем-то из будущих одноклассников: наверняка перед началом занятий будут проводиться собрания для родителей – обменяйтесь телефонами с кем-то из пап и мам, договоритесь встретиться на детской площадке;

– знакомство с учителем: часто родители выбирают для ребенка хорошую школу, но, думаю, дело не в регалиях учебного заведения, а в людях, с которыми встретится ребенок. Поэтому выбирать лучше не школу, а учителя. Стоит познакомиться с ним заранее, понять, сможете ли вы ему доверять, подходит ли он именно вашему ребенку.

– подберите ребенку подходящие спортивные занятия и установите режим дня заранее: если ребенок недостаточно физически развит, его знания и умения лишены смысла.

– Как понять, что ребенку в школе некомфортно?

– Очень хорошо, когда он сам говорит об этом. Ребенок может заявить, что в школу больше не пойдет. Но иногда это проявляется не так явно – ребенок начинает болеть чаще, чем обычно, ему снятся «плохие» сны или он часто просыпается, не может уснуть. Родители могут заметить, что ребенок стал плаксивым, непослушным, упрямым, капризным, а иногда и агрессивным, или наоборот, молчаливым, грустным, вялым.

Вы можете услышать негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников, или  ребенок не хочет делиться своими впечатлениями о проведенном дне, хочет отвлечь от разговоров о школе, переключить внимание на другие темы. Однако напомню: адаптация – нормальное явление. И если такие симптомы продолжаются в течение пары недель–месяца, то беспокоиться не стоит. Если же подобные признаки дезадаптации продолжаются дольше двух месяцев, если вы чувствуете, что с ребенком происходит что-то странное, значит, пора принимать меры.

– Если все же подобные признаки появились, что нужно делать, куда обращаться?

– Конечно, можно обратиться к психологу. Но родители тоже могут помочь первокласснику адаптироваться к школе. Прежде всего, нужно понять, что рядом с вами находится человечек, у которого сейчас в жизни трудный период, поэтому первое, в чем он нуждается, – это поддержка. Также могут помочь следующие рекомендации:

1. Не раздражайтесь. Постарайтесь поменьше сердиться, раздражаться, наказывать, критиковать. Если у ребенка не всё получается, не лишайте его любви, которая не зависит от его успехов, ваши спокойствие и уверенность помогут ему справиться с трудностями.

2. Слушайте своего ребенка внимательно. Не запрещайте ребенку говорить о любых своих чувствах. Спрашивайте ребенка об оценках (даже если это пока только кружочки, звездочки или смайлики), о его поведении в школе – чем больше вы готовы услышать, тем больше вы узнаете о том, что важно для вашего первоклассника.

3. Помогите ребенку снять напряжение, расслабиться. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому легко найдете для него успокаивающие приемы: ванна, песенка или сказка на ночь. Для деток в этом возрасте еще очень важен физический контакт с вами: обнимите лишний раз, прижмите к себе, поцелуйте, сделайте поглаживающий массаж спинки.

4. Занимайтесь с ребенком тем, что ему интересно. Школьных занятий в первом классе для него достаточно. Если все же домашние задания уже есть, постарайтесь уделять им как можно меньше времени (не более часа). Одно уточнение: совместный «отдых» у компьютера или телевизора – это дополнительная нагрузка на нервную систему ребенка.

5. Больше гуляйте, обеспечьте ребенку продолжительный сон, дайте ребенку возможность попрыгать, потанцевать – подвигаться вволю.