Логопед: Мифы и реальность

Каждый родитель помнит первые слова своего ребенка, ведь они становятся целым событием для всей семьи. Однако развитие речи может происходить не так быстро, как хотелось бы, и тут мамам и папам стоит быть особо внимательными. Вполне возможно, что потребуется помощь врача-логопеда, работа которого зачастую не всеми рассматривается всерьез. Разрушить некоторые самые распространенные мифы об исправлении дефектов речи нам помогла логопед Курортного отделения клиники «Скандинавия» Лебедева Евгения Вячеславовна.



Каждый родитель помнит первые слова своего ребенка, ведь они становятся целым событием для всей семьи. Однако развитие речи может происходить не так быстро, как хотелось бы, и тут мамам и папам стоит быть особо внимательными. Вполне возможно, что потребуется помощь врача-логопеда, работа которого зачастую не всеми рассматривается всерьез. Разрушить некоторые самые распространенные мифы об исправлении дефектов речи нам помогла логопед Курортного отделения клиники «Скандинавия» Лебедева Евгения Вячеславовна.

Миф № 1. Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит. К нему обратиться никогда не поздно

У каждого человека свои представления о речи, и если для одних скудная речь ребенка – это норма, то для других это может означать чуть ли не молчание. По законам развития у малыша должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам, пусть даже для посторонних это будет казаться лепетом и бессмыслицей. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, отстает речь у ребенка или нет.

На речь могут повлиять проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой и нервной системой – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда.

Миф № 2. Проблемы с произношением с возрастом уйдут сами

Это спорный момент, так как существуют возрастные или физиологические несовершенства произношения. Из такого ряда выделяют замену сложных по артикуляции звуков на более простые или отсутствие этих звуков (самое распространенное – «Р» на «Л») – такие дефекты действительно постепенно могут изжить себя к 4-5 годам. Если же проблема сама собой не исчезла – рассчитывать на чудеса не стоит. Логопеды предупреждают, что ребенок с сильной задержкой речевого развития вдруг не начнет догонять своих сверстников – здесь требуется специальная помощь.

Миф № 3. Ребенок наследует особенности речи родителей

Человек не рождается со способностью к речи, ею каждый ребенок овладевает в ходе индивидуального развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это совсем не обязательно.

Миф № 4. Если речи нет, то и логопеду делать нечего

Если речь отсутствует вообще, то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова. Это работа на всех уровнях языковой системы, а не просто постановка отдельных звуков. Такое кропотливое лечение проводится комплексно логопедом и другими докторами – невропатологом, остеопатом, физиотерапевтом, ЛФК-специалистом, массажистом, психологом при активном взаимодействии с родителями.

В «Скандинавии» такая методика эффективно и в короткие сроки помогает развитию речи малышей даже в тяжелых случаях.

Миф № 5. Можно справиться самостоятельно, без помощи логопеда

В моей практике не раз был случай, когда в семьях заучивают скороговорки и в результате учат малышей произносить звуки неправильно. Самодеятельное выравнивание несовершенств речи – совсем не лучший вариант. Родители-неспециалисты не всегда знают, что их собственное звукопроизношение, фонематический слух не совсем правильны. И с «почти правильного» звука, который поставили родители, на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий. Специалист покажет родителям нужный звук и объяснит, как его произносить, порекомендует специальные упражнения.

Миф № 6. Чтобы получить результат, достаточно и нескольких занятий с логопедом

Коррекционный процесс исправления дефектов речи определяется индивидуально, учитывая речевые нарушения, возраст и потребности ребенка. От этих же критериев зависит и форма терапии – могут быть групповые или индивидуальные занятия. Если нужен хороший результат, заниматься с логопедом рекомендуется 2-3 раза в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения дома. В среднем необходимо от 3 до 12 месяцев, чтобы исправить дефекты звукопроизношения, но при почти полном отсутствии речи может потребоваться и несколько лет.

Конечно, обратиться к логопеду можно и в более взрослом возрасте, но лучше до школы все же пройти обследование у специалиста. Чем раньше будет выявлена какая-либо патология, тем меньше риск возникновения серьезных логопедических проблем, на исправление которых понадобится значительно больше времени и усилий в будущем.

Записаться на прием к врачу-логопеду можно по телефону (812) 600-77-77 или заполнив форму на сайте.