К психологу... с новорожденным

Задержки в речевом или психическом развитии детей, трудности дошкольной подготовки или школьного образования – последнее время эти проблемы беспокоят очень многих родителей. Опыт специалистов, работающих с маленькими детьми, показывает, что большинства из этих проблем можно избежать при своевременном обращении за помощью к профессионалам. Ошибки легче предотвратить, чем исправить.

К сожалению, еще многие медики и педагоги работают по старинке, убеждая родителей, что до трех лет помочь ребенку практически невозможно. Среди родителей также распространены разные мифы или заблуждения, например, мнение, что до трех лет волноваться по поводу задержки речи или незначительного отставания в развитии не стоит, что мальчики позже начинают разговаривать, что есть просто «ленивые» дети и так далее.

Существует и другая крайность: малыша буквально с рождения начинают обучать чтению, счету, иностранному языку. Такой подход к воспитанию опирается на справедливое утверждение об уникальности периода младенчества, когда мозг ребенка «запрограммирован» на обучение и обладает поистине феноменальными возможностями.

Но, как и в большинстве случаев, истина лежит где-то посередине. И такой «золотой серединой» для крохи станет создание родителями условий, в которых малыш сможет полностью и своевременно реализовать свои способности. Прежде чем сын или дочка будут готовы к активному усвоению информации, обязательно должен пройти некоторый период ее пассивного восприятия. Например, активному освоению ребенком речи предшествует долгий подготовительный этап, который начинается еще в утробе, когда развиваются органы слуха, и продолжается в течение первых полутора-двух лет жизни. В это время формируются отделы мозга, отвечающие за понимание и воспроизводство речи. Малыш впитывает информацию о языке и начинает говорить тогда, когда они сформируются. Однако если в этот период родители не смогли создать нужной языковой среды, время будет упущено, придется прилагать дополнительные усилия, предпринимать активные действия для того, чтобы научить ребенка говорить грамотно, избежать сложностей в освоении чтения и письма.

Наверное, задержка речевого развития детей стала сегодня одной из самых частых причин обращения к психологу или логопеду. К сожалению, родители приводят ребенка к специалисту уже тогда, когда проблема стала очевидной. Мы рекомендуем родителям насторожиться и привести ребенка к специалисту, если:

  • в 6 месяцев у малыша не появился лепет, т.е. ребенок не «поет», меняя интонацию;
  • в 10 месяцев не произносит слоги «ба», «да», «ка» и т.п., не может повторить за взрослым звукосочетания;
  • к 12 месяцам ребенок не  использует слова для общения, не понимает отдельных часто используемых слов и инструкций взрослого;
  • к полутора годам не может произнести 10 осмысленных слов, не выполняет простые инструкции из двух-трех слов.

В канадском руководстве для родителей приводятся такие советы для грамотного общения
с ребенком:

  • повторяйте звуки и действия ребенка, но и добавляйте  к ним нечто новое;
  • интерпретируйте то, что ребенок пытается вам сообщить, т.е. говорите за него то, что бы он сказал, если бы умел говорить;
  • указывайте на объекты,  о которых вы говорите ребенку;
  • называйте имена людей  и названия объектов, к которым ребенок проявляет интерес;
  • говорите простыми фразами о том, что сейчас происходит;
  • подчеркивайте ключевые слова;
  • повторяйте одно и то  же несколько раз.

Для своевременного развития речи мама, папа и другие взрослые, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Если мама необщительна и не отвечает на попытки ребенка установить с ней контакт, это вредит развитию общения, а потом и речи ребенка. Но также плохо, если мама слишком активна и не только задает вопросы ребенку, но сама тут же отвечает на них.

Необходимо сказать, что развитие малыша зависит во многом от отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • неприятие со стороны мамы или папы;
  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье;
  • воспитание в двух домах с разными правилами, стилем общения и пр.;
  • резкая смена режима, условий, типа воспитания;
  • несогласованность в воспитательных позициях родителей.

Американский психолог, доктор философии Линда Акредоло приводит данные такого эксперимента. Мамы малышей отвечали на вопрос, когда ребенок, по их мнению, начинает осознавать окружающую действительность. Большинство из опрошенных указали возраст около двух месяцев, 13 % респондентов считали, что с рождения, 36 % – старше двух месяцев. Дальнейшие исследования показали, что к году уровень интеллектуального и психомоторного развития был выше у детей, чьи мамы уверены в раннем развитии своих деток. И это понятно – чем сильнее уверенность матери в раннем осознании ребенком окружающего мира, тем она отзывчивее. Такие мамы чаще и больше разговаривали с детьми, обеспечивали игровой материал, придумывали развивающие упражнения.

Еще один пример. Если в первые месяцы жизни младенец большую часть дня проводит лежа на спине и разглядывает лишь потолок или козырек коляски, если его в течение нескольких месяцев одевают в распашонки с «варежками», не давая пощупать окружающие предметы, малыш не сможет получать достаточное количество информации о мире, мозг будет развиваться не так быстро, как мог бы, и у крохи не будет физической возможности начать сидеть и вставать, брать игрушки, учиться тому, к чему его мозг и тело будут уже готовы. Как и в случае с речью, со временем малыш будет все с большим трудом осваивать то, чему бы научился играючи в более раннем возрасте.

Однако вне зависимости от состояния ребенка, от образования мамы и папы, от их опыта, большинство родителей чувствуют себя неуверенно, их мучают сомнения относительно своих родительских способностей, им кажется, что они не всегда справляются со своими обязанностями. К счастью, сегодня уже появились квалифицированные специалисты, считающие, что помощь в развитии ребенка должна начинаться как можно раньше, чтобы малыш уже с рождения мог задействовать весь имеющийся у него потенциал к развитию или до того, как могут проявиться отставание или нарушения в развитии ребенка.