Проблемы школьной адаптации

Наши дети, из года в год, все больше своего активного времени проводят в стенах школы. Увеличивается количество уроков, организуются факультативы и спортивные секции, школа становится для них вторым домом. И очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе.


Наши дети, из года в год, все больше своего активного времени проводят в стенах школы. Увеличивается количество уроков, организуются факультативы и спортивные секции, школа становится для них вторым домом. И очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе.

При нарушении приспособления личности ребенка к условиям школы у ребенка может сформироваться синдром школьной дезадаптации. Развитию данного состояния способствуют завышенные требования к ученику, превышающие его способности, конфликт с одноклассниками, отсутствие взаимопонимания с учителем, проблемы в семье. Наиболее часто синдром школьной дезадаптации развивается у детей с ослабленной нервной системой, имевших в раннем детстве неврологические нарушения, у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у часто болеющий школьников.

С точки зрения врача можно выделить несколько периодов обучения, во время которых наиболее часто проявляется школьная дезадаптация. Первый и самый важный период - это адаптация первоклассника к условиям и требованиям школы. Ребенок, попадая в школу, испытывает колоссальный стресс, идет смена жизненных стереотипов. В этом момент очень важно внимание, чуткость и забота со стороны родителей и педагогов. Часто от того, как успешно ребенок пройдет этот этап зависит его дальнейшая школьная жизнь. Вторым опасным периодом для ребенка, является переход из начальной школы в среднею. Школьник опять попадает в новые условия, новые учителя, новые дисциплины, возрастает учебная нагрузка. Пубертат (период полового созревания) так же является сложным временем для каждого школьника. На фоне физиологической и гормональной перестройки у подростка отмечаются дисгармоничные психологические реакции на окружающую среду, что способствует срыву адаптационных возможностей нервной системы.

Первыми признаками истощения адаптационных возможностей ребенка к школе становятся снижение успеваемости, утомляемость, увеличение времени, необходимого для выполнения домашних заданий, утрата интереса к учебе, страх перед ответом у доски, контрольными работами, экзаменами, нарушение поведения в школе, агрессивность.

В дальнейшем при отсутствии внимания со стороны взрослых к состоянию ребенка и коррекции негативных факторов могут сформироваться патологические реакции со стороны нервной системы: головные боли, головокружения, навязчивые движения (тики), нарушения сна, тревожные состояния, страхи. При появлении данных симптомов необходимо срочно обратится к специалистам. В первую очередь надо проконсультироваться с педиатром, неврологом и детским психологом, для объективной оценки состояния вашего ребенка и выработки совместной тактики решения проблемы.

Все мы заем, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Что же мы можем сделать, что бы ребенку было комфортно в школе?

  • Во-первых, при выборе учебного заведения для своего ребенка родителям необходимо проконсультироваться с психологом-педагогом для оценки готовности к школе, определения способностей и наклонностей ребенка. Это поможет правильно подобрать образовательный маршрут каждому ребенку, так что бы нагрузки и требования школы совпадали с возможностями ученика.
  • Во-вторых, во время учебного года быть особо внимательными к вашему ребенку, вникать в его школьную жизнь, беседовать с учителями, стараться на ранних этапах сгладить все сложные и конфликтные ситуации.

Соблюдение режима дня, прогулки, выезд загород, хороший и продолжительный сон, занятия спортом так же оздоравляюще влияют на нервную систему, улучшают настроение, повышают работоспособность.

 Детский невролог, к.м.н.  Панкратова Инна Владимировна.